© журнал Личность и Культура. - 2002. - №3/4. - с. 23-25
Редакция журнала "Личность и Культура" встретилась с петербургским ученым, физиком-теоретиком, ведущим научным сотрудником ВНЦ "ГОИ им. С.И. Вавилова", руководителем общегородского постоянно действующего научно-практического семинара по теории и технологии развития общества Владимиром Константиновичем Захаровым. Интерес редакции привлекли публикации и выступления ученого, посвященные вопросам развития науки на современном этапе цивилизации. Беседу с В.К. Захаровым ведет председатель редколлегии журнала генеральный директор ЗАО "Гуманитарный фонд" Николай Борисович Покровский.

Судьба науки - судьба человечества

(фрагмент. Полный текст - 3 страницы)

Н.Б. Покровский. Владимир Константинович, говоря о кризисе в науке, вы имеете в виду только российскую науку?

В.К. Захаров. Совсем нет. То, что я называю кризисом науки, как раз в меньшей степени относится к российской науке. Я называю кризисом глубокое несоответствие состояния и практики науки ее исторической миссии. Эта миссия не осознается либо недостаточно осознается (что в принципе одно и то же) подавляющим большин-ством ученых. Возьму на себя смелость определить их позицию как позицию ученого-обывателя. Термин "обыватель" я использую в хорошем смысле, имея в виду человека, замкнутого на свои узкопрофессиональные интересы. В то же время развитие цивилизации привело к тому, что такая позиция ученого содержит в себе колоссальную угрозу для общества.

Н.Б. Покровский. Вы имеете в виду ту мощь, которой наука наделила человека?

В.К. Захаров. Безусловно, но не только. Эта мощь не только созидательная, но и разруши-тельная. События 11 сентября 2001 г. ясно показали опасную сторону достижений человечества и одновременно связали напрямую кризис науки (в моем понимании) с современными глобальными вызовами. Сегодня важно осознать, каким путем может идти дальнейшее развитие человечества. Заменим понятие "человечество" биологическим понятием "популяция". Так вот, главным прин-ципом развития популяции на современном этапе я считаю увеличение ресурсов ее выживания. Точнее, я и определяю понятие "развитие" как увеличение ресурсов выживания, в том числе и за счет того, что созидательный эффект науки должен преобладать над разрушительным.

Н.Б. Покровский. И как же решить эту проблему, ведь для этого человечеству не хватило всей его истории?

В.К. Захаров. Надо заметить, что никогда еще, во-первых, проблема выживания не стояла так остро, а, во-вторых, у человечества не было такого колоссального ресурса знаний и опыта. Главный ресурс - это знания, наука. Именно ее развитие и должно быть во главе угла. Но развитие науки в том направлении, которого требует время, вызовы времени, невозможно без развития образования и управления. Здесь мы имеем абсолютно слитную триаду - Наука - Образование - Управление. Коренной перестройки требует не только наука, практика науки, акценты развития науки, коренной перестройки требуют и система образования, и система управления. Сегодня реформы в образовании, на мой взгляд, идут совершенно не в том направлении. Главной задачей образования является подготовка человека, гражданина к позитивному взаимодействию в обществе, сотрудничеству, к взаимосодействию. Только образование имеет необходимые возможности предотвратить такое страшное явление в современном мире, как терроризм и другие формы экстремизма, то есть ответить на глобальные вызовы. Конечно, с терроризмом необходимо бороться и силовыми методами, как это делают и США, и Россия во главе с В.В. Путиным. Но только такими методами они не смогут побороть это зло.

Н.Б. Покровский. Совершенно с Вами согласен. Наша лаборатория перспективных техноло-гий образования ведет системные исследования, которые показали глубинные связи образования и с процессами человеческого мышления, и с экономикой общества. В частности, эти работы позволили в статье "Первая мировая война с терроризмом… проиграна" сделать такой вывод, что "войну с терроризмом выиграет только Учитель, а не генералы, которым приходится воевать практически самим с собой" ("ЛиК", №5/6, 2001 г.).

В.К. Захаров. Конечно! Другого алгоритма просто нет. Но при этом еще нужны и новые принципы, теории и технологии управления, ориентированные на те цели, которые стоят и пе-ред наукой и перед образованием, и перед обществом в целом.

Полный текст

Хостинг от uCoz