© журнал Личность и Культура. - 2002. - №3/4. - с. 8-11
Знакомим Читателя с содержанием встречи редакторов журнала с Губернатором Новгородской области Михаилом Михайловичем Прусаком.

Губернатор на Новгородской земле

Редакция: Вы долгое время руководите Новгородской областью и как никто другой знаете ее эконо-мический и культурный потенциал. Какая его часть, по Вашему мнению, на сегодня реализована?

М.М. Прусак: Область имеет высокий технический, технологический и культурный потенциал. Согласованные и целенаправленные действия Администрации области и областной Думы позволили в сложное время добиться хороших результатов. Последние 5 лет мы имеем устойчивый рост производства. Так, за 1999-2001 гг. он составил 141 % (общероссийский показатель - 130,3 %). Рейтинговым агентством "Эксперт" в конце 2001 г. нам присвоен высший рейтинг среди регионов России по условиям инвестирования и отсутствию инвестиционных рисков. Наш регион отличает интенсивное развитие высокотехнологичных, наукоемких отраслей машиностроения, металлообработки и радиоэлектроники. На сегодня реализация экономического потенциала составляет 40 % для лесных ресурсов, от 18 до 68 % производственных мощно-стей, 20 % управленческого ресурса. Насущная проблема - обновление производственных мощностей.

Ред.: Каковы основные препятствия, "тормоза" в реализации этого потенциала?

М.М. Прусак: Если говорить о лесных ресурсах, то это, в первую очередь, некомпетентность отдельных руководителей высшего звена, противоречивость, неадекватность законодательной базы, несовершенство банковской и налоговой систем, дефицит квалифицированных специалистов. Федеральный бюджет недостаточно финансирует научно-техническую и инновационную деятельность.

Ред.: Есть ли у Новгородской области концепция развития?

М.М. Прусак: Долгосрочной стратегией развития области является повышение качества жиз-ни населения. Действия органов власти здесь определяются Концепцией и прогнозом социаль-но-экономического развития области. Мы планируем конкретные меры на каждый год. К сожа-лению, долгосрочное планирование затруднено существующим порядком межбюджетных от-ношений с федеральным центром. В нарушение Конституции и Бюджетного кодекса нормы на-логовых отчислений утверждаются ежегодно, а не на долгосрочной основе. Кроме того, Новго-родская область является дотационной и зависит от федеральных трансфертов, а их доля посто-янно сокращается. Поэтому мы вынуждены ежегодно вести планирование.

Ред.: Чем федеральный центр может способствовать развитию именно Новгородской области?

М.М. Прусак: В первую очередь, налоги. Необходимо поэтапное снижение ставки НДС на от-дельные виды продукции, сокращение срока возврата НДС за экспорт до 1 месяца, освобождение от уплаты таможенной пошлины и НДС при ввозе в РФ высокотехнологичного оборудования, не имеющего российских аналогов, а также того оборудования, которое ввозится инвесторами в качестве вклада в уставной капитал предприятий.

Нам важны и целевые федеральные программы по развитию текстильной и легкой промышленности, продвижения продукции химической отрасли путем поддержки сельскохозяйственных пред-приятий, своевременное финансирование госзаказов, геологические исследования. Остро стоит проблема устойчивых и внятных "правил игры" в экономических отношениях с федеральным центром.

Ред.: Какую сферу сегодня особенно следует стимулировать: промышленность, сельское хозяйство, малый бизнес, науку, образование?

М.М. Прусак: По признаку наибольшей эффективности и максимальной занятости - отдельные области промышленности и малый бизнес. Но одинакового внимания требуют все сферы экономики области. Приоритеты здесь - создание конкурентоспособной продукции, перевод экономики на качественно новый - инновационный уровень развития, активизация деятельности научно-исследовательских организаций и их интеграция с высшей школой. Последнее отражено в нашем законе "О научно-технической и инновационной деятельности".

Ред.: Согласно несложным расчетам, возможности малого бизнеса в стране сегодня реализованы на 2,5-3%, и он может дать не менее 10 бюджетов страны. Что Вы планируете для его развития?

М.М. Прусак: Хотя государственная политика в целом по отношению к малому бизнесу практически отсутствует, мы стараемся всячески усилить его роль в экономике региона. Мы достигли самого высокого в РФ процента долгоживущих малых предприятий и самого низкого показателя теневого оборота. За этим стоит кропотливое взаимодействие власти, бизнеса и науки. Если это взаимодействие профессио-нально развернуть в российском масштабе, мы как раз и получим пусть не 10 новых бюджетов страны, то хотя бы 5. Государство должно это осознать, а мне хорошо известно, что государственные барьеры приходится преодолевать не только в бизнесе, но и во власти. Любой бизнес будет лучше развиваться, когда нет мелочных конфликтов в социально-политической среде. Мы смогли привлечь западного и отечественного инвестора, укрепив социальную, экономическую и политическую стабильность в области.
С 1993 г. мы осуществляем системную поддержку малого бизнеса. Сегодня у нас имеется более 30 инфраструктурных субъектов поддержки развития малого бизнеса. Малый бизнес у нас охватывает практически все отрасли экономики, 76 % от общего числа предприятий сосредоточены в промыш-ленности, строительстве, торговле и общественном питании. В торговле занято 40 %, в промышленном производстве 22 % предприятий, и на них трудятся 30 % от общего числа занятых в малом бизнесе.
В 2001 г. на создание и воспроизводство основных фондов малым предприятиям направлен 501 млн. руб., или 6 % от общего объема инвестиций в основной капитал области. Мы поддержали более 270 пред-принимательских проектов. В августе 2002 г. создана Общественная коллегия по развитию малого и среднего бизнеса при Администрации области целиком из предпринимательских кругов.
К сожалению, многие наши усилия перечеркиваются негативными тенденциями федеральной политики. Налоговые нововведения Правительства РФ выдавливают бизнес в "теневую" сферу, сокращают число предприятий, ухудшают их состояние. Если государственная политика в малом бизнесе приобретет профессиональные черты, то на региональном уровне все мы станем свидетелями и участниками мощного рывка к новым стандартам, новому качеству жизни. Для нас малый бизнес является приоритетом развития территории. Этой установке подчинена деятельность всех уровней власти области.

Ред.: Есть ли, по Вашему мнению, у государства более ил менее завершенная идеология ста-новления в новом рыночном демократическом качестве?

М.М. Прусак: Что касается демократии, думаю, что сегодня нельзя отмахнуться от вопроса: "Не за-кончилась ли демократическая оттепель 2-3 года назад"? Большого продвижения по пути демократии не видно, а вот некоторые шаги назад наблюдаются. И природа такой ситуации будет понятнее при взгляде на приоритеты государственной политики в целом. Для нее характерна та жесткая централи-зация, которая возникла еще 500 лет назад. Тогда Москва начала объединение различных земель. Это и калмыцкие степи с более низкой культурой, и такие культурно-исторические центры, как Ростов, Псков, Новгород, с весьма развитыми по тому времени элементами демократии и гражданского общества. Здесь объединение шло кровавыми методами. Жесткая централизация стала нормой нашего государства, обеспечивая Москве концентрацию основных богатств, а основная часть народа влачила жалкое су-ществование. Такое положение сохраняется и сейчас - 80% денег крутится в Москве.
Проблема и в том, что само наше общество не созрело еще для гражданских ценностей, и на интеллигенции в этом лежит значительная ответственность. Вот смотрите, рядом с генералом де Голлем, авторитарной личностью, находится Месмер - умница и гражданин по духу. А в России рядом с сильным царем Петром - вор и взяточник Алексашка Меньшиков, рядом со слабым царем Николаем Вторым - морально разложившаяся личность, развратник. Русскую государственность никто даром не укреплял, и уж удержу корыстным и низменным побуждениям здесь никакого не было.
Конечно, и у нас были гражданские личность - Витте, Косыгин, из царей - Александр II как классический пример управления умом и сердцем, а не кулаками. Сегодня в российском обществе гражданская идеология еще не родилась, а политической воли к ее возникновению также не видно. Напротив, мы продолжаем поклоняться этой исторически изжившей себя идеологии жесткой централизации. Мы уже не замечаем, что поклоняемся не живой идее, а мумии ее. В начале ХХ века это породило большевиков, сегодня это не дает развиваться 60%-му сектору экономики (60 % в бюджете страны - прим. Ред.), я имею в виду малый бизнес. Зато навязали обществу 6 или немногим больше олигархов. Мало, что изменилось в русской истории.

Ред.: Из Ваших слов следует, что актуальной задачей нашей науки является разработка теории развития России. Специалисты ЗАО "Гуманитарный фонд" еще в 1995 г. выполнили такую разработку и доказали за прошедший период надежность своих выводов.

М.М. Прусак: Это важнейшая задача сегодня. Россия обладает прекрасной научной школой. Весь мир пользуется ей, но только не мы. За последнее десятилетие в регионах накоплен неоценимый практический опыт, и он остается невостребованным. Наоборот, линия на жесткую централизацию навязывает территориям с разными культурными и историческими укладами единые нормы. Может ли быть однотипным местное самоуправление в глухой тундре и в Москве? Это здравый смысл. А некоторые нормы не считаются с культурными традициями. На первом месте поставлен циркуляр, а человек - на втором или дальше. Страна объединяется циркулярами, а не достоинством граждан, условиями их жизни. Все, как и раньше! В отсутствии стратегии создания гражданского общества принимаются такие кошмарные акты, как закон о земле. По нему одному человеку может принадлежать треть земли в районе. То есть три человека могут владеть всем районом. И это у нас, при нашей шаткой правовой системе! Стратегия совершенно необходима, но нет ни социального заказа, ни политической воли. Я обычный человек - и чины, и деньги для меня представляют определенный интерес, но все это осталось бы на втором месте, если бы мне предложили принять участие в разработке такой стратегии, чтобы я мог бы реализовать и свой практический опыт, и свои профессиональные знания, и свое глу-бокое уважение к нашей истории, к нашему уникальному народу.

Ред.: Культура экономических и общественных отношений не может развиваться вне общих гуманистических ценностей, в том числе, идей гармонии и красоты материальных форм и принципов этики в общественных отношениях. Что могут привнести в развитие этих ценностей государство и бизнес?

М.М. Прусак: То, что Вы сказали о роли гуманистических ценностей, абсолютно верно. При всех негативных качествах советской системы она оставила нам богатую инфраструктуру, которая способна дать импульс развитию в обществе гуманистических ценностей. Эта инфраструктура создана в соответствии с Конституцией 1977 г., а по своему гуманизму, человечности та Конституция не только не уступает современной, но кое в чем даже превосходит. В книге Патрисии и Луиса Кинсли говорится, что американские стандарты жизни потому мировой эталон, что других нет. А Россия с ее тысячелетней цивилизацией, ресурсами, талантливым народом, научившимся выживать в самых невероятных условиях, может дать такой эталон. Мы должны помнить об этой возможности. В Новгородской области мы не только сохранили все культурные учреждения, но и нарастили их.

Ред.: Здесь можно отметить Новгородскую художественную галерею и учебно-производственный центр. Они возникли едва ли не на руинах, и все время великолепно содержатся, а кроме того, интенсивно работают для различных слоев общества.

М.М. Прусак: Кстати, о бизнесе. Чтобы бизнес финансировал культуру, он должен быть к ней причастен. Совместно с предпринимателями мы выполнили ремонт нашего музея, расширив его экспозицию. К сожалению, таких "продвинутых" предпринимателей пока еще немного. Но я хочу сказать, что сейчас идет процесс перерождения этого класса, и наша задача - дать ему соприкоснуться с духовными ценностями, дать возможность для самообразования. Отсутствие общей идеологии у государства не придает этому необходимых масштабов, но симптомы этого уже четко присутствуют.

Ред.: Труд - это основа развития общества. В какой мере идеи ценности труда уже овладели сознанием общества? Считаете ли Вы, что общество начинает понимать значение и важность труда?

М.М. Прусак: Труд как спасение, как результат безвыходной ситуации, потому что государство тебя бро-сило, - в таком качестве идеи труда, я думаю, овладели сознанием общества. Труд как способ создания достойных благ, как наслаждение, как процесс самореализации, думаю, еще не проник в сознание общества. Ведь подумайте, билет на некоторые концерты, например, стоит 7 тыс. руб. Если бы средний гражданин страны мог купить себе этот билет, обеспечить себе при современном уровне техники и технологии вполне рядовые блага, тогда бы этот гражданин мог ощутить, что труд ему духовно необходим, что труд - это высокая степень осознания себя неотделимой частью общества, глубоко нравственное переживание этой общности и ответственности. Жаль, что и у правительства нет такого понимания труда. Сегодня централизованная система забирает у среднего человека все. Раньше это шло в пресловутые закрома родины, сегодня - олигархам. Вот мы приехали в Израиль, и нам говорят: "Мы заплатим налоги до копейки". И это так, потому что они знают, что защищены государством. Если тебе требуется опе-рация, она будет тебе сделана, потому что ты защищен. Сегодня мы еще далеки от этих стандартов.

Ред.: Труд и мораль тесно связаны. Может быть, именно эти категории следует положить в основу общественных отношений, в том числе, в основу взаимоотношений федерального центра и субъекта федерации при распределении созданного материального продукта, т.е. налоговой системы?

М.М. Прусак: В наших настоящих условиях для этого должен появиться такой просвещен-ный монарх, как Александр Второй. Такую возможность я допускаю. Но примет ли его общест-во? Сомневаюсь. Оно слишком привыкло к деспотизму и послушанию. Чтобы встать на те по-зиции, которые Вы назвали, нужно обладать известным кругозором, образованием. Мы не могли получить такого образования. Значит, нам надо окружать себя умными людьми. Лучше, если они умнее, чем ты сам, в различных направлениях. Тогда ты аккумулируешь их ум. Но советники на-ших руководителей вызывают у меня недоумение. Такое впечатление, что они и книжек никаких не читают. Поэтому, думаю, ваша идея далека от воплощения.

Ред.: Ваша личность, очевидно, войдет в историю становления новой России. С какими об-стоятельствами Вы хотели бы связать свое имя в истории страны?

М.М. Прусак: Я уже ответил на этот вопрос - создание стратегии или идеологии развития го-сударства. Распад СССР был, конечно, объективно неизбежен, но протекал с безобразной без-дарностью. Причина этого в отсталой культуре. У новой пришедшей элиты та же низкая культу-ра, отсюда бездарное управление страной. Я не должен так говорить, но поставлен в такие усло-вия. Развитие многих территорий уже обогнало Москву. У нас проходят открытые чтения бюд-жета, чтобы приобщить людей к общему делу. А центр отторгает от людей продукты их труда, разрушая причастность человека к обществу. Мы говорим о необходимости природной ренты как инструмента экономической стабильности региона. А олигархический центр не позволяет поднять эту тему. От нас требуют затянуть пояса, чтобы выплатить в следующем году 17 млрд. долларов, а одного леса уходит из страны на 6 млрд. И куда девается эта рента, никому не извест-но. Препятствие демократии - это опасный симптом. Это путь к гибели. Сегодня государство платит деньги только тем экономистам, которые создадут научную базу для его целей, и резуль-таты этого налицо. Яркий пример маниакальной устремленности показал царь Петр, умертвив своего единородного сына. Раньше у нас был внешний враг. Сегодня его нет: мы дружим и с Америкой, и с Ираком. Поэтому нужен стал внутренний враг, на своих территориях. В Москве крутится 80 % всех денег, а главную коррупцию стали искать в регионах.
Отсутствие идеологии толкает государство искать союзника в Церкви. Но ее идеология построена на незыблемости иерархии и непреложных догмах. Где же здесь гражданские стереотипы? Сегодня управление государством ведется без идеологии и без стратегии, варварскими методами эксперимен-тирования на живом народе. Принимаются законы, перспективы которых неясны. Я был бы счастлив, если бы мой опыт и знания помогли созданию и стратегии и идеологии государства. У нас тыся-челетний опыт единства народа. Он спасался своей общностью от бедствия, не имея денег, от власти, ни во что не ставившей народ. Это колоссальный опыт, его надо наполнить демократическими традициями Западной Европы, но не США. Только тысячелетние цивилизации смогут ответить на вызовы XIX века. Если мне доведется участвовать в такой работе, я смогу спокойно уйти, зная, что мои дети будут жить в достойных условиях. А ведь упреки детей наносят самые тяжелые раны. И я готов спорить и готов признать правоту другого, если мне ее докажут. Но те, кто будет спорить, пусть прочитают Аристотеля, Плутарха, обязательно А.С. Пушкина, потому что А.С. Пушкин провел глубокое исследование гражданской личности и государства. Оно до сих пор не востребовано. Хотелось бы, чтобы культура нашего общества сделала возможным такой диалог.

Ред.: Редакция журнала "Личность и Культура" благодарит Вас, Михаил Михайлович, за согласие встретиться. Мы работаем как раз для того, чтобы как можно больше людей смогли бы с Вами спорить. Хотелось бы отметить, что руководители Вашей Администрации проявили высокую заинтересованность в рассмотрении проекта "Невский Меморандум", посвященного механизму развития малого бизнеса, который является основой демократического гражданского общества. Ближе познакомившись с Вами, мы поняли природу заинтересованной позиции Вашего аппарата. Желаем Вам успехов в Вашей работе.

М.М. Прусак: Желаю и Вашему журналу успехов, обязательно познакомлюсь с его тематикой.

Хостинг от uCoz