© журнал Личность и Культура. - 2002. - №3/4. - с. 25-26
.

Культура - это всё

(фрагмент. Полный текст - 3 страницы)

Согласно работе (1), выделим следующие основные функции культуры в человеческом обществе:

- адаптивная функция: "Культура обеспечивает адаптацию человека к окружающей среде";

- коммуникативная функция: "Культура формирует условия и средства человеческого общения";

- интегративная функция: "Культура объединяет народы, социальные группы, государства";

- функция социализации: "под социализацией понимается включение индивидов в обществен-ную жизнь, усвоение ими социального опыта, знаний, ценностей, норм поведения, соответст-вующих данному обществу, социальной группе, социальной роли".

С учетом этих ссылок мы можем дать обобщенное и компактное описание роли культуры. Для этого воспользуемся методом визуализации объекта исследования. Такой прием широко ис-пользуется в японской научной практике. Для наших целей обратимся к результатам исследова-ний, выполненных специалистами ЗАО "Гуманитарный фонд", чье владение данным приемом позволило получить ряд уникальных научных результатов.

Представим себе, что совокупность всех видов системной деятельности в обществе описывается неким интегралом. Такой подход применил при изучении состояния советской науки петербургский ученый Н.Н. Костин (2). На рис. 1 данный интеграл включает в себя отрезок по оси Х. Каждая точка этого отрезка обозначает определенный вид деятельности: научные исследования (по разным областям знаний), промышленность и сельское хозяйство (по всем отраслям), образование и прочее. Например, определенная точка может обозначать космические исследования, хирургию глаза, библиотечное дело и т.д.

На оси У отсчитывается условный потенциал данного вида деятельности, который включает материальные, интеллектуальные, временные и другие ресурсы общества. Практически данный инте-грал характеризует деятельное состояние общества. Внутри данного интеграла обозначим некие виды деятельности несколькими вертикальными линиями: а, б, в, г, д, е. Тогда роль культуры в деятельности общества могут выражать горизонтальные линии: ж, з, и. При этом по оси У будет обозначаться сравнительный уровень культурного продукта, степень его сложности, содержательности и т.п. Чтобы формализовать это различие, выразим каждый уровень определенной частотой, условно показанной справа от линий ж, з, и. Понятно, что изменение частот происходит не дискретно, а непрерывно, и снизу вверх частота увеличивается.


Н.Н. Покровская, канд. экон. наук
(1). Кармин А.С. Основы культурологии. - СПб: Лань, 1997.

Полный текст

Хостинг от uCoz