© журнал Личность и Культура. - 2002. - №3/4. - с. 19-21 |
Антикризисный маркетинг базируется на диагностике и оценке бизнеса. Маркетинговые исследования как элемент антикризисного маркетинга позволяют дать ответы на логическую последовательность вопросов:
1) Имеет ли смысл (выгодно ли) продолжать бизнес?
2) В каких объемах возможно продолжение дела?
3) Какая программа действий позволит продолжать и развивать дело?
На первый вопрос дает ответ общая оценка бизнеса (методы оценки бизнеса, технико-экономические расчеты показателей деятельности предприятия рассматриваются в курсе Анти-кризисного управления), маркетинговый анализ конкурентных товаров, деятельности предпри-ятий-конкурентов и исследование рынков сбыта.
На второй вопрос отвечают маркетинговые исследования рынка сбыта, прежде всего, иссле-дования потребительского поведения. Подробно маркетинговые исследования потребительского поведения рассматриваются в других курсах (Маркетинговых исследований или Маркетинга).
Решение о продолжении деятельности или о закрытии предприятия
Существуют следующие группы методов оценки бизнеса:
- балансовые методы (метод чистых активов, метод скорректированных чистых активов);
- сравнительные методы (метод сделок, метод рынка капитала, отраслевые формулы);
- доходные методы (метод дисконтированных денежных потоков и метод прямой капитализации);
- модель EBO (Edwards-Bell-Olson), представляющая комбинацию балансового и доходного методов.
Н.Н. Покровская, канд. экон. наук.