© журнал Личность и Культура. - 2001. - №3/4. - с. 3-8 |
1. Теория разработана специалистами ЗАО «Гуманитарный фонд» в период с 1993 по 1995 г. с целью создания оптимальных решений в области экономики, политики, культуры. Теория позволяет точно ориентироваться в реальных ситуациях, использовать скрытые ресурсы объективного исторического процесса, избегать непродуктивной деятельности.
2. Теория создана на базе фундаментальной науки, новейших методик исследования и достижений в методологии, в т.ч. с использованием принципов синергетики и японской технологии интерпретации образа исследуемого объекта.
3. Материальный продукт Теории – "Диаграмма развития России до 2015 г." (ДРР), где представлены графики изменений показателей основных макропроцессов в сфере государственного правления ФГ, бизнеса ФК, наемного труда ФТ и теневой сферы ФСД. Графики позволяют в каждый конкретный момент времени с 1990 по 2015 г. детально интерпретировать ситуацию в стране в целом и в различных областях жизни общества в частности, прогнозировать основные события, ориентируясь на механизмы их наступления.
Материал ДРР публикуется в открытой печати с 1996 г. и продемонстрировал полную сходимость прогнозов. Среди них: предупреждение о крахе финансовой системы в 1998 г. (последнее предупреждение было дано за 6 месяцев до 17 августа 1998 г.), прогноз состава Государственной Думы и выборов Президента РФ в 2000 г. (последний еще в 1998 г.), об эффективности инвестиций в коммунальную сферу (пример – фирма "ОТИС"), рекомендации по стратегии и тактике промышленных предприятий, сам факт и темпы роста экономики с 1996 г. и другие.
4. После 1995 г. удалось полностью расшифровать «код» исторического процесса в России в период с 21 г. по 2101 г., когда его алгоритм остается неизменным. В этом интервале получена закономерность наступления периодов кризиса и циклов развития. При этом ДРР рассматривается как детальное описание одного из фрагментов объективного исторического процесса в стране.
5. Основная концепция:
- в России протекает объективный процесс перехода общества к рыночной экономике из архаичного состояния в соответствии с законами самоорганизации систем и общественных процессов. Процесс идет независимо от воли людей. До 2012 г. влияние людей на ход процесса полностью исключено, процесс полностью детерминирован. Это связано, во-первых, с близостью к периоду бифуркации (в конце 1980-х), во-вторых, с высокой мощностью процесса, в-третьих, со значительной деградацией человеческой личности в предыдущий период (угнетенный генофонд, тотальная зависимость). Ближайший аналог последнего - татаро-монгольское господство.
- все основные события в стране подчинены взаимодействию трех конструктивных факторов общества (ФГ, ФК, ФТ) и одного деструктивного (ФСД). При этом роль деструктивного фактора (теневой сферы) непрерывно снижается, а роль конструктивных растет.
- на начальной стадии процесса ситуация в стране полностью подчинена теневой сфере. На завершающей стадии (2008-2010 гг.) стремительно развивается легальная экономика, культура, государственность.
- после 2020 г. начинает накапливаться потенциал следующего кризиса 2034 г. (несистемный, «операционный» кризис).
6. Основные положения:
Деструктивная советская экономика и политика вызвали аномальное развитие теневой сферы, которая, управляя информационными потоками, добилась полного контроля над ресурсами государства, которые не были ориентированы на реальный продукт. Начиная с 1970-х гг., страна контролировалась теневой сферой. В 1980-е гг. политическая и экономическая власть парализованы. Страна оказалась на грани краха, возникла виртуальная возможность ее колонизации ввиду угрозы крупномасштабной гуманитарной катастрофы, дестабилизирующей ситуацию в мире. Смена экономической и политической систем вернули стране историческую перспективу.
Ввиду безусловного доминирования в обществе теневой сферы основные ресурсы страны перешли под ее контроль. Спровоцировав выступление ГКЧП (типичная тактика «тени»), теневая сфера одномоментно устранила КПСС как ненужного партнера. Поэтому первые страницы новой истории страны пишутся исключительно теневой сферой. Часть ее составляют «неформальные» отношения в экономике, а часть - стандартный криминал.
Именно теневая сфера,
структурированная по национально-территориальному признаку, вызвала распад СССР.
Обладая наиболее высокой степенью организации (структурирования), криминал объективно получил возможность беспрепятственно управлять ситуациями в стране до 1994-1995 гг. К 1996 г. сумма влияний конструктивных факторов уже сравнима с влиянием теневой сферы (см. Индексы на ДРР). С 1992 г. влияние теневой сферы непрерывно снижается за счет оттока ее ресурсов в легальные, позитивные экономические и общественные отношения. Под контроль государства криминал перейдет после 2005 г. (см. ДРР, Индекс ФСД).
Снижению влияния криминала способствовал и активный вывоз его капитала за границу. В этом смысле вывоз инфицированного криминалом капитала явился благом для страны.
Снижение влияния криминала приведет к тому, что в результате выборов 2003-2004 гг. его присутствие в выборных органах не будет превышать 20-25%, тогда как, например, в 1998-1999 гг. эта величина может составлять от 35 до 60% (см. ДРР).
Безусловно положительным эффектом теневой сферы является:
а) развитие предпринимательства (возможность обращения капитала);
б) развитие демократии (поскольку ее можно было игнорировать);
в) исключение любых возвратных процессов, реставрации
советского режима.
Последнее принципиально важно, так как обеспечивает прочные позиции рыночной экономике.
В стране произошел системный культурный, а
не экономический кризис (можно сравнить Индексы КП и ЭП на ДРР). Насильственное
культивирование архаичных общественных и экономических отношений привело к
глубокой деградации культуры. Остаточным продуктом этой архаичной культуры сегодня
является налоговая система, изымающая основную часть произведенного продукта. В
данном отношении эта система противоречит:
-
конституции (право собственности на созданный продукт);
-
профессиональной практике (на рынке обращается продукт не
труда, а суммы налогов, заложенных в цене – феодальный стереотип);
-
задачам консолидации общества (дистанцирует власть и бизнес);
-
принципам морали (принуждает к обману в целях самосохранения) -
и при этом способствует криминализации общества, выдавливая легальный капитал в теневую сферу.
Именно налоговая система поэтому является основной угрозой государству. Кто соберет все налоги, уничтожит страну.
Низкий уровень культуры общества не позволяет бизнесу вести целенаправленную работу по созданию новой налоговой системы, что тормозит развитие экономики.
Низкий уровень культуры препятствует созданию научной базы в законодательной деятельности. Отсутствие системных знаний о механизме протекающих в стране процессов приводит к регулярному запаздыванию необходимых актов, их созданию в «мертворожденном» виде, весьма приблизительным и поверхностным решениям. Например, непрофессиональная политика в малом бизнесе привела к тому, что сегодня его возможности реализованы всего на 4,4%. Так, в Санкт-Петербурге доходы бюджета от малого бизнеса могут составлять около пяти бюджетов города. Это конкретный пример влияния культуры на экономику.
Адекватный реальному историческому периоду метод подготовки законодательных актов сбалансированными комплексами также еще не получил развития. Вследствие этого в законодательных органах готовится огромное число законов, превышающих реальные возможности их рассмотрения. «Каковы правила, такова и игра». Отсутствие необходимой законодательной системы является основным тормозом в решении актуальных проблем. В ходе конструктивных экономических и общественных отношений уровень культуры общества с 1994 г. непрерывно повышается. Значительная роль в этом принадлежит малому бизнесу, где имеют место наиболее непосредственные и демократические трудовые отношения. И именно в этом секторе решается одна из главных задач общества - формирование нового типа личности как носителя продуктивной культуры.
С 2005 по 2008 г. начнется "миграция" умов обратно в Россию в связи со спросом на интеллект. Это приведет к резкому скачку культурного и технического прогресса.
Необходимый уровень культуры будет достигнут к 2008-2010 гг. (Индекс КП 0,65-0,7), и тогда страна вступит в полосу стремительного расцвета.
Частными прогнозами на этот период являются: повышенный спрос на искусство конца XIX века, спрос на произведения живописи российских художников (до этого времени растет спрос на декоративно-прикладное искусство), наступление периода «фундаментального» стиля в домостроительстве и крайне авангардных решений (до 1994-1995 гг. - период «примитивного», а до 2010 г. - «наивного домостроительства» - замки рыцарей и волшебников, беспорядочные компиляции), высота салонов автомобилей возрастет на 30-50%, в одежде - удлиненный классический силуэт. А в целом, в воздухе витает дух Ренессанса.
После 2005-2006 гг. в системе народного образования начнутся коренные изменения, ориентированные на новую систему мотиваций личности.
Согласно "коду" исторического процесса в период 2011-2017 гг. протекает феноменальный расцвет национальной культуры.
Деградация экономики (в отличие от культуры) не достигнет критического уровня: по ДРР это величина Индекса ЭП около 0,3. К 1995 г. очаги поражения экономики исчерпывают себя, а за счет развития процессов самосохранения живой системы (на ДРР это АПВ) начинают интенсивно формироваться адаптационные технологии выживания в новых условиях.
С 1996 г. начинается стабильное развитие экономики. По ДРР рост ЭП до 2000 г. составляет около 20%, а с 2000 по 2005 г. - около 30%. Это предполагает рост производства в некоторых областях до 25-30% в год. Такие темпы развития экономики сохранятся до 2015 г.
Развитие экономики обеспечено, главным образом, ресурсами теневой сферы, защищенных от агрессивной налоговой системы.
Формирование рыночной экономики определятся фазами и темпами структурирования национального капитала, которое завершится к 2001-2002 гг. (Индекс ФК равен примерно 30% своего номинала). Процесс пройдет в три фазы по 4 года каждая: «турбулентного», «ламинарного», и «функционального хаоса». Каждая фаза завершается, «знаменуется» типичным конфликтом - «фазовым всплеском деструктивности», ФВД. Для первой фазы это октябрь 1993 г. (в фокусе - властные отношения), для второй - август 1998 г. (технология бюджетной политики), для третьей - начиная с 2001 г. (технологии гражданского общества).
После 2002 г. национальный капитал занимает ведущие позиции в стране, приняв эстафету социального лидерства из рук ФСД (см. ДРР).
До 2005-2006 гг. в силу недостаточного структурирования культуры капитал будет зачастую заимствовать «общественные фигуры» из числа политических функционеров, а затем начнет формировать их сам. С этого времени начнутся реальные изменения налоговой системы. До этого времени преобладает имитация преобразований.
Новая налоговая система откроет двери конструктивной политике государства в сфере бизнеса (существующая налоговая система фиксирует эту политику на приоритетах феодальных отношений). К 2008 г. в стране развернется экономический бум, сопровождаемый потребительским ажиотажем, когда население будет насыщать себя всевозможными товарами, подчас совершенно ненужными. Этот рай для торговли продлится до 2011-2012 гг.
В экономике любой страны объективно должны иметь место «пороговые кризисы», устраняющие деструктивные компоненты. По нашим расчетам (на основе указанного «кода») такие кризисы наступят в 1998 г. (совпадает с ФВД), в 2011-12 гг. и в 2034-35 гг. (совпадает с «операционным» кризисом).
К 2020 г. Россия займет место в числе мировых лидеров. Экономика страны исключительно стабильна, что обусловлено эффективной государственной политикой, высокотехнологичным бизнесом (прошедшим школу 1990-х), высокой интеграцией в мировую систему. После 2005 г. уже большинству субъектов мирового бизнеса будет ясно, что только интеграция в экономику России обеспечит им максимальную стабильность.
Частные прогнозы по наиболее перспективным инвестиционным направлениям: до 2005 г. - товары широкого потребления, связь, коммунальная сфера, строительство, ресурсы (в т.ч. энергоресурсы), после 2005 г. - образование, финансовая система, транспорт, дорожное строительство, информатика, после 2008 г. - также металлургия, химическая промышленность, тяжелое машиностроение, точное приборостроение, прикладные науки. Поле 2010-2012 гг. особо привлекательна фундаментальная наука.
Политическая ситуация также четко обозначена на ДРР. До 2000 г. в стране безраздельно властвует теневая сфера. Исходя их условного определения, что "страной могут править либо партия (сословие и пр.), либо армия, либо мафия" можно сказать, что с 1990 г. страна движется от конца этого ряда к его началу.
С 1999-2000 гг. теневую сферу начинает теснить конструктивный фактор, а именно представители силовых структур, т.е. на смену «мафии» идет «армия», в то время как политические силы еще проходят стадию структурирования в лоне новой исторической ситуации. Такая ситуация сохранится до 2010-2012 гг.
Главные качества личности президента страны также хорошо прочитываются по ДРР. До 2000 г., когда суммы Индексов конструктивных факторов еще не достаточны по сравнению с деструктивным, объективно необходимы волевые качества, которые неизбежно сопровождаются деспотическими проявлениями.
С 2000 г., когда ситуация кардинально меняется, от Президента требуется осторожность, умение лавировать, значительная скрытность, политическая индифферентность и, безусловно, компетентность. Такие качества были озвучены нами на радиостанции «Славиа» (г. Великий Новгород) за полгода до выбора В.В. Путина Президентом страны.
Личность Президента В. Путина (как и Б. Ельцина) полностью адекватна исторической ситуации. Но к следующим выборам Президенту важно учесть кардинальную перестройку в обществе в связи с лидерством национального капитала, чьи интересы необходимо учитывать в очень высокой степени. Скорее всего, это и будет сделано к большому благу страны.
"Государственник" В. Путин потому является благом, что может стать арбитром между Капиталом и Трудом, которые вступят в полосу конфликта после 2005 г. С этого времени начнет развиваться забастовочное движение, а социальная обстановка начнет накаляться на почве распределения производимого продукта.
Выборы 2008 г. пройдут при неоспоримом лидерстве Капитала. Влияние Капитала будет вообще особенно заметно в сфере исполнительной власти. Законодательная власть, как своего рода реванш, будет формироваться под влиянием сил, ориентированных на наемный труд. Это положение весьма благоприятно для страны в целом. Социальная защищенность населения будет весьма высока. В борьбе за места в законодательных органах социально ориентированные партии скорее всего пойдут на чрезвычайно популярные меры, как, например, возвращение к вопросу о ваучерах и т.п.
Данные ДРР убедительно показывают, что все опасения реставрации тоталитарных, внерыночных механизмов не имеют оснований. Гарантом стабильного курса на социально-экономический прогресс является, как ни парадоксально, наиболее асоциальный фактор – теневая сфера. Именно она, как гигантское болото, топит любые (вообще любые) меры. А историческая коллизия такова, что, когда иссякнут ресурсы этого асоциального фактора (к 2003-2004 гг.), на сцене уже будут действовать социально и экономически прогрессивные факторы ФК и ФТ. При этом даже влияние государственной машины не будет преобладать над ними.
Другим мощным фактором, стабилизирующим курс, является распад СССР и выделение России в компактное, достаточно монокультурное образование. О решающей роли культуры уже говорилось.
Значительная роль принадлежит институту государственной власти. Именно он является единственным носителем исторической перспективы нации, пока формируется национальный капитал, и по завершению этого процесса стабилизирующая роль государственной машины ненамного ослабевает в связи с упомянутыми социальными противоречиями Капитала и Труда.
Выкованный традиционно тоталитарным режимом власти в России, госаппарат сохранил свою структуру в смутное время 90-х. Обладая наиболее высоким (в среднем) уровнем культуры в обществе, оставаясь неизменно исторически ориентированным, этот институт обеспечивает России фиксированное движение к прогрессу. Вся критика в адрес государственной власти в значительно большей степени может быть отнесена и к бизнесу и ко многим политическим движениям. Все оценивается в сравнении, и это сравнение в пользу государственного аппарата и его роли в истории страны.
Мировые интеграционные процессы и другие позитивные факторы являются при этом способствующими, но не определяющими.
В период с 2010 по 2012 гг. на политической арене появляются новые личности, воплощающие собой приоритеты следующих периодов страны. Их руками будет создана уникальная государственность и условия беспрецедентного величия России первой четверти ХХI века.
Россия имеет свою собственную историю, а значит, и свою логику развития. А раз так, то системное знание способно дать всю необходимую информацию об этой логике. Человеку остается только выбирать, будут ли его действия логичными или алогичными с позиций объективного исторического процесса. Теория развития России до 2015-2020 гг. дает возможность каждому попробовать свои силы в том или другом качестве. И как всегда, только История всему даст беспристрастную оценку.