© журнал Личность и Культура. - 2001. - №3/4. - с. 59-60
О. Урусова

Загадка Густава Климта

Еще совсем недавно лишь в узких кругах было известно имя художника Густава Климта. Художника, чье видение донесло до нас новый образ женщины.

Томный взгляд, изящно сложенные пальцы рук, наряды, сотканные из множества деталей - глядя на них снова и снова, улавливаешь что-то новое. Все это составляет неподражаемый образ роковой женщины, созданный Густавом Климтом.

Скорее всего, именно такими были средневековые ведьмы, изящные, тонкорукие, но имеющие во взгляде ту необузданную силу, что притягивает и отпугивает одновременно.

Даже в легких белоснежных портретах девушек из Венского света, таких, как портрет Герты Фельшвани и Сирены Ледерер, чувствуется бьющаяся энергия молодых тел, словно они жаждут вырваться из-под своих одеяний и кисти мастера, ворваться в бурную жизнь Вены. Их темные глаза прикрыты, но в них сверкает энергия жизни, фантазии. Нежные пальцы рук, кажется, готовы распрямиться и разорвать оболочку покоя прямо у нас на глазах.

Климту, как никому другому из его современников, удалось передать энергию в бездвижье портрета.

Женщины главенствуют в картинах Густава Климта. Скорее всего, не прав был Жиль Нере, когда говорил, что в знаменитом "Поцелуе", где Климт изобразил себя и свою возлюбленную Эмилию Флеге, женщина отступает на второй план. В золотом ореоле, в крепких объятиях сильных рук лицо женщины не выражает покорность или подчинение, оно сконцентрировано. В положении рук Эмилии чувствуется скорее небрежность, чем желание поддержки в сильных плечах мужчины.

Эмилия Флеге, скорее всего, сама являлась сильной и цельной личностью, она была для Климта музой и вдохновением. Ее сила и азарт давали ему обширное поле для новых творений.

Климт и Флеге являлись истинным дополнением друг к другу, она вдохновляла его на новые шедевры, он дарил ей эскизы изысканных узоров для ее дома мод. Их союз длился до последних дней Климта.

Роковые женщины Густава Климта являются загадкой. Кто они, добропорядочные жительницы Вены или ярко накрашенные обитательницы дешевых бульваров?

Практически все произведения Климта пронизаны лучами чувственной, а порой, по выражениям многих, слишком откровенной эротикой.

Просто ли нежность двух подруг или откровения женской любви показывает нам картина "Водяные змеи 1"? Что хочет донести до нас художник откровением обнаженной беременности в "Надежде 1"? Смеется ли Климт над нами, чьи взгляды стыдливо прикрываются, обращаясь в сторону обнаженной натуры, или хочет открыть нам всю красоту, чувственность и восторг мира Эротики? Каждый выберет для себя свой ответ. Но золотой век Густава Климта наверняка открыл для многих новый уровень видения женщины, мира грез и эротических фантазий.

Климта нередко обвиняли в откровенности или даже в порнографии, в том, что он выносит на широкий круг зрителя то, о чем многие не осмеливались даже заговорить. Но фурор, произведенный "Поцелуем", затмил все. Цензоры и критики убрали весь свой скепсис в глубокий ящик. Климт доказал, что и прикрытые платьем чувства оставляют неугасающий след. Хотя, быть может, "Поцелуй" заслужил такую высокую оценку у зрителей еще и потому, что в это произведение были вложены чувства истинной любви и счастья.

Климт один из первых, кто так гармонично сплел воедино непостоянство сверкающих нарядов с блеском женщины, ее душевной и физической красотой. Он достиг того, что на его картинах существуют два мира: мир эротического тела и мир узора, но никто не получает первого места, все едино. Тело, становясь еще более прекрасным от орнаментов вокруг, дает жизнь каждому штриху узора, еще больший блеск золоту, яркость и насыщенность цветам.

Климт создал удивительный мир гармонии и чувственности. Он, не написав ни единого автопортрета, вложил всю свою жизнь в картины, и он оказался прав. Ничто не может передать внутренний мир человека лучше, чем творение его рук.


Климт Г. Йозеф Пембауэр, 1890.

Климт Г. Юдифь I, 1901.

Хостинг от uCoz