© журнал Личность и Культура. - 2001. - №1/2. - с. 16-17
Е. Жаринова

Экономические реформы начинаются в школе

(фрагмент. Полный текст - 2 страницы)

Россия последних 15 лет - это поле грандиозного эксперимента. Государство учится быть правовым и демократическим, экономика пытается выживать в рыночных отношениях, культура завоевывает себе место в новых условиях, по крупицам собирая растраченное наследие, общество ищет ориентиры новых ценностей, человеческая личность обретает понимание, что залог выживания - это собственные способности, а не добрый дядя, который обязательно что-то должен, и одновременно учится доверять свои законные права экономике и государству. Идет непрерывный образовательный процесс.

С этой точки зрения понятен интерес, который уделяется сегодня сфере образования, в частности средней школе. Тот факт, что школа - неотъемлемая часть любого государства и общества, кажется нам очевидным. Однако стоит задуматься о роли этой неотъемлемой части в организме сегодняшней России и о том, должное ли внимание уделяется ей со стороны государства и общества.

Субъективная, личностная значимость этой темы заключается в том, что практически каждый член нашего общества с 7 до 15 лет минимум находился под влиянием существующей системы образования. Стоит ли говорить о важности этого 8-10-летнего периода для развития личности? Мы приходим в школу в самом разгаре удивительного процесса познания мира, приходим семилетними детьми, готовыми впитывать, как губка, каждое слово своей первой учительницы, а покидаем ее стены молодыми людьми, со сложившимися характерами, в формировании которых немалая доля принадлежит влиянию школы. Мы всю жизнь помним имена учителей и одноклассников, забавные и печальные случаи из школьной жизни.

Однажды мы возвращаемся в школу и снова садимся за школьную парту - это происходит, когда наши дети идут в первый класс. И оказывается, что, хотя пионерское прошлое старшего поколения отличается от сегодняшних школьных будней, сходства неизмеримо больше. Так протягивается связующая нить между поколениями, и это уже объективная, социальная значимость нашей темы.

Когда общаются маленькие дети, они сами, независимо от взрослых, строят свой мир по неписаным правилам, которые передаются из поколения в поколение, как это происходило когда-то в первобытном обществе. В школе ребенок впервые оказывается задействованным в сложнейшую систему социальной иерархии, социальных ролей. Школа - это модель социума.

Полный текст

Хостинг от uCoz