© журнал Личность и Культура. - 2001. - №1/2. - с. 32-34 |
Н.Н. Покровская, канд. экон. наук
С первых лет развития рыночной экономики в России активно обсуждаются вопросы о роли малого предпринимательства в экономике страны и о поддержке этого субъекта конкурентной экономической среды. Однако в экономической науке существует неясность в самом определении понятий "малое предпринимательство" и "предпринимательство" в целом, несмотря на широкое их употребление не только в науке, но и в законодательных актах.
Попытаемся описать существующие подходы к определению малого предпринимательства (МП) и, насколько возможно, уточнить это понятие. Поскольку оно состоит из двух элементов - предпринимательства и характеристики его величины, - то определение этого понятия, по всей видимости, требует тройного уточнения - определения каждого из элементов и целого.
Различные подходы к понятию предпринимательства будут рассмотрены в следующем номере журнала. Здесь же укажем лишь в самых общих чертах, что предпринимательство есть специфический род деятельности (организационной, инновационной, рисковой и проч. - акцент зависит от подхода каждого исследователя), который разворачивается в обществе и ориентирован на увеличение благосостояния, т.е. носит социально-экономический характер. Социальная компонента среды, в которой происходит предпринимательская деятельность, включает социокультурные факторы формирования личности предпринимателя, работника и других субъектов экономических отношений, исповедуемые ими ценности, а следовательно, и полагаемые ими цели.
Первичным структурным звеном предпринимательской деятельности выступает предприятие. Именно предприятие по определенным критериям может быть отнесено к малым, средним и большим. Т.е., когда речь идет о малом предпринимательстве или малом бизнесе, имеют в виду предпринимательство в рамках малых предприятий, обладающее рядом специфических черт и особенностей.
Именно эти критерии и составляют предмет нашего сегодняшнего разговора.
В мировой практике не выработано единых критериев и показателей для определения размеров предприятия (фирмы). Прежде всего, они существенно разнятся по странам и отраслям экономики. Кроме того, разграничение малых, средних и крупных предприятий, в принципе, может служить различным целям, что предопределяет невозможность применения единых критериев. Наконец, сам принцип единства критериев предполагает использование количественных показателей, что позволило бы избежать неточностей и искажений в зависимости от местной культуры. Вместе с тем качественные критерии играют большую роль в определении МП.
Среди количественных критериев выделения малых предприятий используют:
– среднесписочную численность работающих;
– годовой оборот (объем продаж);
– балансовую стоимость активов и т.п.
Среди качественных показателей используются следующие:
– незначительная доля рынка компании в сфере ее деятельности;
– ее независимость;
– управление фирмой ее владельцами;
– особенности организационной структуры (непосредственное общение всех членов организации, матричный тип структуры, значимость межличностных связей) и др.
Эта группа критериев используется, как правило, для целей статистики и законодательства, которые требуют формального определения малого предприятия.
Для статистических целей такое определение осуществляется по каким-либо показателям ниже статистического среднего. Например, если в качестве критерия выбрана численность работающих и ее среднегодовая величина в среднем по отрасли составляет 100 чел., то к числу малых можно отнести все предприятия, на которых численность составляет менее 100 чел. Соответственно, крупные предприятия - те, на которых в текущем году в среднем работало более 100 чел. Недостаток данного определения состоит в сложностях, которые возникают при попытке выделить третью группу - средних предприятий.
При выработке государственных программ поддержки малого предпринимательства нормативные показатели МП могут значительно отличаться от тех, что применяются для статистических наблюдений. Предусматривая ряд льгот и преференций для малого предпринимательства в плане финансирования, кредитования и налогообложения, государство может устанавливать круг тех предприятий, для которых эти льготы предназначены, через определение размеров малых предприятий. Оба эти подхода: формальный и нормативный (принятый в законодательных актах или других государственных документах) имеют реальное, расчетное основание и не противоречат друг другу.
Так или иначе, количественные критерии определения малых предприятий в отдельности или в каких-либо сочетаниях необходимы при анализе малого бизнеса и обладают главным достоинством - удобством использования. Но эти критерии нередко не имеют под собой теоретической базы, часто зависят от субъективных представлений исследователей или политиков о том, что такое малое предприятие, и не дают возможностей анализа и отнесения к той или иной группе «пограничных» случаев. В силу этого их использование в сравнительном анализе затруднено и достаточно условно.
В целом качественные критерии можно разделить на две основные группы: формальные и неформальные. К формальным показателям можно отнести юридические и экономические критерии отнесения, к неформальным - критерии, непосредственно затрагивающие организационную культуру.
Кроме того, как к любой системе, к малому предприятию применимо как структурное, так и функциональное описание. Если первое характеризует малое предприятие с точки зрения наличия в нем тех или иных элементов и взаимосвязей между ними, то при втором типе описания следует исходить из основных характерных особенностей функционирования малых предприятий и целей их создания и развития. При этом структурное описание носит более объективный характер, а функциональное - более субъективный, поскольку требует изучения целей, которые ставятся перед предприятием, и ответственности, которую берет на себя каждый из работников предприятия. Кроме того, функциональное описание позволяет рассматривать малое предприятие не просто как этап развития большинства компаний, а как самостоятельное структурное звено экономики, отличающееся рядом характерных особенностей.
К числу качественных критериев можно отнести следующие:
ü единство права собственности и непосредственного управления предприятием. Владелец, как правило, сам управляет предприятием, беря на себя риск и неся ответственность не только за инвестированный капитал, но и за принимаемые текущие решения;
ü так называемая обозримость и прозрачность малого предприятия, масштабы которого позволяют владельцу быть в курсе практически всего происходящего в фирме, от каждого изделия и его особенностей до контакта с каждым работником и знания его интересов и трудностей, что создает более действенный механизм мотивации труда;
ü персонифицированный характер отношений предпринимателя с партнерами-поставщиками ресурсов и покупателями готовой продукции, а также неформальный, личностный характер отношений с каждым работником предприятия;
ü относительно небольшие рынки ресурсов и сбыта, не позволяющие малой фирме оказывать существенное влияние на цены и объем реализации продукции в рамках отрасли, что вынуждает их применять стратегии приспособления к среде. Из этого правила есть исключения. Некоторые малые фирмы столь удачно определяют свою рыночную нишу, что практически становятся в ее пределах монополистами;
ü семейный характер предприятия, ведение дела: семья нередко включается в число работников, базовый капитал малого предприятия часто формируется за счет семейных сбережений, само дело наследуется представителями семьи и т.д.;
ü малым фирмам свойствен особый характер финансирования. Если крупные корпорации формируют необходимые финансовые средства через фондовые биржи, то малое предприятие может рассчитывать на сравнительно небольшие кредиты банков, собственные средства и неформальный рынок капитала (средства берутся взаймы у друзей, родственников, других предпринимателей и т.п.).
Представим графически предложенную выше классификацию критериев определения малого предприятия:
![]() |
Рис. 1. Типология критериев выделения малых предприятий.