© журнал Личность и Культура. - 2000. - №5/6. - с. 47-50 |
Сегодня в России осваиваются принципы функционирования рыночной экономики. Уже стала привычной такая ориентирующая ось предпринимательства, как прибыль.
Мы же хотим обратить Ваше внимание на следующий этап развития "западного" капитализма, представив концепцию социальной ответственности предприятия, предпринимательской этики и их практическое приложение к концепции социального маркетинга. |
Н.Н. Покровская, канд. экон. наук
Концепция социального маркетинга опирается на представления о социально-ориентированном этичном управлении бизнесом, социально-этичном менеджменте. Истоки этого направления управленческой науки - в методологии следующих концепций:
- институционализм в лице наиболее именитых авторов, таких как Т. Веблен, Дж. Гэлбрейт, В. Леонтьев, У. Ростоу, О. Тоффлер, Г. Мюрдал, Д. Белл, позднее - Р. Коуз, К. Эрроу, О. Уильямсон, Д. Норт.
Институциональное направление делает упор на взаимоотношения институтов, систему связей и норм поведения, выделяя и субъективную составляющую поведения. Согласно определению Р. Коуза, фирма - это "система отношений, возникающих, когда направление ресурсов начинает зависеть от предпринимателя" .
- экономическая психология, наиболее известными представителями которой являются Т. Крамп, В. Леонтьев, Т. Хикс. Данное направление акцентирует ограниченность рациональности поведения, неполноту доступной информации, роль психо-эмоциональных воздействий;
- существенную роль в оформлении концепции социального маркетинга играет глобализация, выявляющая проблемные узлы современного мироустройства: в частности, проблему национального государства, национальных интересов, и в целом проблему сохранения культуры и целостности социумов;
- вопрос о социальной ответственности бизнеса, этике предпринимательства в европейской экономической теории и общественной мысли начал рассматриваться очень давно, пожалуй, с тех самых древнейших времен, когда впервые возникли отношения обмена, в частности товарно-денежного. Эти вопросы мы уже освещали в прошлом номере ("ЛиК", № 4 за 2000 г.), они также поднимаются в статье "Труд и собственность в католической доктрине" (стр. 68 настоящего номера).
Социальная ответственность включает в себя ответственность за:
- экологическое состояние региона, где функционирует предприятие;
- социальное положение работников, бывших работников (пенсионеров), а также членов их семей;
- инфраструктуру региона (системы связи, транспорта, энерго- и электроснабжение), минимальное благополучие близлежащих территорий.
Ó
Н.Н. Покровская, 2000