© журнал Личность и Культура. - 2000. - №5/6. - с. 15-17 |
Елена Жаринова
Некоторое время назад психология была полноценным предметом в школьной программе, ее преподавали и в младших, и в старших классах. При этом детей делили на группы, как при обучении иностранному языку, т.е. преподаватель имел дело с небольшим количеством учеников.
Задачей психологии как школьного предмета было не только прививать детям какие-то начальные понятия из этой науки. Психология была предметом, ориентированным исключительно на адаптацию маленького человека во взрослом мире, в котором ему предстоит жить. Профориентация была лишь одной из таких задач. На уроках психологии дети, пережива-ющие трудные возрастные изменения, узнавали, что их переживания - естественный процесс, через который проходят все их сверстники. Они учились грамотно называть эмоции и чувства, которые они испытывали - ведь чувствовать тоже нужно учиться, иначе человек начинает плутать в потемках собственной души, испытывая тоскливое одиночество и страх перед тем неизвестным, которое таится в его подсознании.
Последние несколько лет психология, предмет, значение которого трудно переоценить, была исключена из школьной программы. Однако во многих школах сохранена ставка психолога, помогающего в работе классным руководителям, консультирующего детей, родителей и педагогов.
Наш корреспондент встретилась с психологом гимназии №272 Адмиралтейского района Галиной Васильевной Андреевой, любезно согласившейся ответить на наши вопросы.
Корр.: Галина Васильевна, кто чаще обращается к Вам за советом: дети, родители или учителя?
Г.В. Андреева: Сейчас - учителя. Раньше больше обращались родители, они сами видели проблемы и искали пути решения. Сегодня родителей чаще ставят перед проблемой.
Корр.: Нередко слышишь: "Раньше дети были совсем другие". Это действительно так? Есть ли у нынешних детей-школьников какие-либо психологические особенности?
А.: Особенности, конечно, есть, но касаются они не только детей. Наблюдая за отношениями детей, родителей, учителей, я заметила в них агрессивность, проявляющуюся в повышенной активности, которая имеет функцию самозащиты. Со стороны родителей, например, это завышенные ожидания, которые они обращают на своих детей и на школу. Жизнь в поле негарантированной определенности вызывает тревогу, напряженность. Родители не уверены, что завтра какая-либо из образовательных услуг, предоставленных школой, не окажется платной.
Несколько слов о выпускниках. В их отношении к жизни немалую роль играет то обстоятельство, что многим заранее обеспечено место в платном вузе. Зачем что-то учить, что-то читать, приобретать знания, если все равно придется платить?! Дети пытаются противостоять проникновению цинизма в свою душу, однако приходят к самоотчуждению. Они не знают, кто они, но знают, что должны будут зарабатывать деньги. И они не знают, ради чего им жить.