© журнал Личность и Культура. - 2000. - №5/6. - с. 24-28 |
Вот уже второе десятилетие Россия идет по новому пути развития, ориентируясь на рыночную экономику и гражданское общество. Точнее сказать, по "старому новому" пути, потому что на его пороге страна уже стояла в начале 20 века. Частная собственность и активная предпринимательская деятельность уже стали реальностями архаичного государственного уклада, уже демонстрировали свои впечатляющие возможности и полное несоответствие этим возможностям самого государственного уклада. В недрах этой экономической коллизии закономерно возник мутант с 70-летним жизненным циклом. В течение этих лет двухсотмиллионный коллектив советских граждан посвящал себя бесплодной борьбе с названными реалиями общественного быта (частная собственность, бизнес). Со множеством ухищрений осуществлялась историческая попытка обуздать этих "гидр капитализма".
Как легендарный победитель ужасной медузы, целая страна отворачивалась от "чуждой" реальности истории, вперяя свой взгляд в ее виртуальный образ, прошедший через призму лукавой идеологии. Боролась, боролась, боролась с ним... и погибла. И вот на дворе 21 век, и гражданам новой страны предстоит начать делать то же, что и всем (или почти всем) людям Земли от Полинезии до Парижа - жить и работать не для призрачных потомков, которых еще предстоит родить в условиях несуществующего секса, а для современников, сограждан, соседей, мировой цивилизации. Вот такая как будто бы несложная задача стоит перед "новыми старыми" гражданами "старой новой" страны.
В отличие от Полинезии, для нас такой род занятий является действительно новым, уже без всяких кавычек. И в этом мы отстали даже от Полинезии. Но вот в чем мы ее опередили, да и весь остальной мир, так это в способности к виртуальному мышлению. Даже при отсутствии компьютеров мы уже жили в виртуальной реальности, среди призраков и грез. И, когда пресыщенный материальными формами мир сегодня интенсивно погружается в виртуальную среду, нам предстоит срочно восполнить дефицит реальных ощущений. Именно об ощущениях сейчас приходится говорить в первую очередь.
Зачем впадать в детство, ведь именно в детском возрасте ощущения преобладают над пониманием смысла? Да за тем, что в центре рыночной экономики находится фигура человека. Потому и общество из феодального и монархического трансформируется в гражданское, что личность гражданина становится основным фактором движения, необходимого природе всего. Абстрактное понятие этого движения претворяется в разнообразной материальной конкретности - движении капитала, образующего прибыль, движении товарно-денежной массы, насыщающей общество всем необходимым в достаточно сбалансированной форме, в движении информации, выполняющей функции крови в человеческом организме.
Ежеминутно, на всех стадиях этого движения, его непосредственным участником, его творцом является человек, личность. И первое, что полезно бизнесу, - это научиться ощущать личность. Ощущать ее физический вес, который требует питания, ее физическую форму, которой необходимо соответствующее содержание и уход. Ощутить напряжение всех ее чувств: зрения, слуха, обоняния, осязания. Там, где бизнес ошибется в своих ощущениях, он потеряет, где будет точен - приобретет.