| © журнал Личность и Культура. - 2000. - №4. - с. 11-12 |
Мироздание полно загадок. Человеческий разум, с каждым веком обогащая возможности научного познания, постепенно раскрывает их. Однако по-прежнему величайшей тайной природы остается сам человек, homo sapiens, и вместилище разума, уникальное явление на нашей планете - человеческий мозг.
В Санкт-Петербурге, на улице Академика Павлова, 9 находится Институт мозга человека РАН, организованный на базе коллектива, руководимого Н.П. Бехтеревой, в 1990 г. Директор института Святослав Всеволодович Медведев, согласившись встретиться с редакцией "ЛиК", любезно предоставил нам информацию о направлениях деятельности Института. Материал написан настолько ярким языком, что нам захотелось процитировать основные положения, используя пересказ только для необходимого сокращения.
С.В. Медведев неоднократно подчеркивает уникальность, даже парадоксальность самого факта исследования мозга человека: "Поставлена цель познать нечто, равное по сложности самому инструменту познания: Что отличает ИМЧ РАН от других физиологических и медицинских институтов сходного профиля? Мы исследуем прежде всего то, что делает человека человеком". Соответственно, методы исследования мозга отличаются от тех, которыми возможно исследовать другие органы человеческого тела: "Традиционно большая часть исследований мозга проводится на животных, однако данные, полученные на кроликах или на крысах, не всегда дают адекватное представление о работе мозга человека. Есть явления, которые могут быть изучены только на человеке. Например, это исследование мозговой организации обработки речи, ее орфографии и синтаксиса. Согласитесь, что это трудно исследовать на крысе. Мы проводим психофизиологические исследования на добровольцах с применением т.н. неинвазивной техники. Проще говоря, не "залезая" внутрь мозга и не причиняя особенных неудобств: например, томографические обследования или картирование мозга с помощью электроэнцефалографических методик.
Но бывает, что болезнь или несчастный случай "ставят эксперимент" на человеческом мозге: например, у больного нарушается речь или память. В этой ситуации можно исследовать те области мозга, работа которых оказалась нарушена. Или наоборот, у пациента утерян или поврежден кусочек мозга, и ученым предоставляется уникальная возможность изучить, какие свои "обязанности" мозг не может выполнить с таким нарушением. Эта методология появилась еще в незапамятные времена, расцвела во второй половине 19 века и успешно используется по сей день. Недопустимо ставить эксперименты на человеке, но болезнь - это как бы эксперимент, поставленный самой природой, и в процессе ее лечения мы получаем бесценную информацию о механизмах работы мозга.