© журнал Личность и Культура. - 2000. - №3. - с. 37-38 |
Миф и по своему расположению во времени (в цикле развития человека, или точнее, личности), и по своему содержанию является основой человеческого восприятия.
Именно верования нулевого и первого порядка становятся фундаментом, точкой отсчета для всех дальнейших представлений человека: верованием нулевого порядка выступает, например, уверенность, что вещи сохраняют свое место, свой объем и форму, когда мы отворачиваемся от них; верованием нулевого порядка является авторитет мамы для ребенка, ее требования и ее определения того, что хорошо и что плохо.
Немецкий учебник по социологии дает такое определение: "Миф есть фундаментальная форма строения реальности" 1. Л.Г. Ионин указывает на совпадение этого определения с предложенным А.Ф. Лосевым: "Миф - это обобщенное отражение действительности в виде чувственных представлений или, точнее, в фантастическом виде тех или других одушевленных существ" 2, "миф есть... наивысшая по своей конкретности, максимально интенсивная и в величайшей степени напряженная реальность,... наиболее яркая и самая подлинная действительность" 3; "реально, вещественно и чувственно творимая действительность, являющаяся в то же время отрешенной от обычного хода явлений и, стало быть, содержащая в себе разную степень иерархийности, разную степень отрешенности" 4.
А.А. Потебня так характеризует мифологический тип мышления: "В мифе образ и значение различны, иносказательность образа существует, но самим субъектом не создается, образ целиком (не разлагаясь) переносится в значение. Иначе говоря: миф есть словесное выражение такого объяснения (апперцепции), при котором объясняющему образу, имеющему только субъективное значение, приписывается объективность, действительное бытие в объясняемом"5.
Но, как показал В.А. Лефевр6, субъективное может быть объективным. Это возможно не только потому, что субъективное одного человека может быть воспринято и адекватно интерпретировано другим, но и потому, что сам субъективный мир может быть выявлен в каждом конкретном человеке и описан в "объективных" терминах.
Т.И. Райнов, переходя в своих аксиологических воззрениях от неокантианства к феноменологии, определяет культуру через ценности: "Совокупность ценностей, как опредмечивающих единств, есть культура". По его концепции, "теория ценностей, феноменология творчества есть философия культуры".
Соединение ценностей (как эмоционального компонента), верований (как когнитивного компонента) и поведения образует социальные установки.
Таким образом, миф неизбежно является основой, фундаментом и сущностью любых наших, человеческих, представлений.
Хочется уточнить: любая концепция, существующая сегодня в мировой науке и мировой культуре, любой образ и мировоззрение неизбежно основаны на мифе, включая и рациональность.
Тем не менее, у взрослого человека мы уже не выделяем мифологичное и рациональное, мы говорим об эмоциональном, когнитивном и поведенческом.
Т.е. мы даже лексически, в терминологии ассоциируем понятие мифа, мифологичности, с понятиями архаики, архаичных представлений в психике человека.
Вместе с тем, представляется необходимым уточнить используемые сегодня и в СМИ, и в научных работах понятия.
Так, под мифом мы будем понимать не отдельный рассказ, историю или образ, но общее определение всех явлений, относящихся к области мифологического, к области верования.
Под мифологией мы будем понимать систему представлений, носящих мифологический характер, т.е. основанных на вере без необходимой проверки и доказательства. Нередко мифологический характер носят представления, обыкновенно принадлежащие к здравому смыслу.
Что же такое рациональность? Мы уже определили, рациональность по своей сути - миф, т.е. некоторое верование.
Содержание рациональности состоит в расчете затрат и выгод, в выяснении целесообразности и экономии. Рациональность всегда операциональна, инструментальна - она всегда есть средство в достижении какой-либо цели.
При этом мы можем говорить о рациональных или мифических средствах как о проверенных или непроверенных, логически доказуемых либо недоказуемых инструментах. Причем требуется доказательство не просто эффективности применения анализируемого инструмента к решению поставленной задачи, но доказательство оптимальности употребления именно его.
Итак, разум - есть средство достижения целей, которые в своей сути - миф.
Пожалуй, следует вспомнить и о том, что если миф иногда использует разум и рациональные соображения как средство для своего осуществления, материал для воплощения себя (т.е. мифа, цели, ценности, верования и т.п.), то и разум вполне способен не только фиксировать наличие мифа или классифицировать некоторые характеристики явлений объективно воспринимаемого внешнего (культуры) и внутреннего мира (личности) к мифологическим.
Разум, рацио также способен использовать некоторые возможности мифа в сугубо инструментальных целях, например, в целях экономии (так, человек привыкает к расположению вещей в своей комнате, и ему нет необходимости каждый раз проверять, чтобы знать, что кресло находится на прежнем месте).
В наши цели не входило принизить значение рациональности или мифа в функционировании сознания человека, мы лишь стремились показать те роли, которые выполняют эти элементы нашего сознания - роли в целеполагании и в достижении целей.
Ó Н.Н. Покровская, 2000
[1] Afshar F. u.s. Der Kampf und der Drachen. Anleitung zur Sozio-Logie. Stutgart, Metzler Verlag, 1990, S. 223.
[2] Лосев А.Ф. Философия, мифология, культура. М, 1991.
[3] Лосев А.Ф. Диалектика мифа // Лосев А.Ф. Миф, число, сущность. М, Мысль, 1994, с.13-14.
[4] Там же, с.36.
[5] Потебня А.А. Слово и миф. М., 1989, с. 259.
[6] Лефевр В.А. Конфликтующие структуры. М., Советское радио, 1973, с. 144-154.