© журнал Личность и Культура. - 2000. - №3. - с. 39-42 |
Пожалуй, еврейская цивилизация более других вызывала досужих мнений и представлений, бытующих образов и концепций. На основании опыта и почерпнутых из книг и бесед знаний мы рисуем для себя расхожие образы, вспоминая, что в ряду наиболее выдающихся ученых евреи составляют немалую долю, из средневековья всплывает образ ростовщика, из прошлого века - банкира и трудолюбивого портного... и т.д. и т.д. Но все это - расхожие картинки. Что же в действительности составляет суть еврейской культуры? В чем ее основы и каков сегодняшний день? |
Быть евреем значит не только и не столько принадлежать к еврейской национальности (как это определялось советской системой), сколько разделять культуру: нормы, традиции, представления о мире и своем месте в нем.
Говоря о евреях, имеют в виду, не столько национальность, сколько группу людей, чье самосознание которой определяется отношением к книге и, в частности, к Книге (библио - книга по-гречески), а также принятием на себя той роли, которую Бог возложил, согласно Библии, на еврейский народ - роли носителя божественных предписаний для человечества.
Как пишет А. Мень в своем учебнике "История религии": "На горе Синай еврейскому народу, вышедшему из Египта (из "дома рабства", ХIII век до н.э.), была вручена Богом Тора - Его учение. Вручена, правда, еще не означает принята. Принятие происходит очень индивидуально и ежемоментно. И если бы вдруг весь народ разом принял Тору... тогда бы мир изменился и пришел Мессия! Принять означает выполнить".
Часть Торы, которую Бог даровал Израилю на Синае, была Моисеем записана (не написана!). Она получила название Письменной Торы. Часть была рассказана пророком своим ученикам, те впоследствии рассказали ее своим, и это предание носит имя Устной Торы. Само по себе слово "тора", равно как и слово "брит" не означает ничего возвышенно божественного. В переводе с иврита - это учение, концепция, теория. Можно сказать "тора (теория) Эйнштейна". Но вот когда по-русски пишут просто Тора - это означает Божественный закон, Божественное учение.
Торой называют 5 книг, которые были записаны Моисеем. Позже в Письменную Тору вошли ряд пророческих книг и так называемых Писаний. Письменная Тора называется еще Танах. Это аббревиатура 3 слов: Тора, Пророки, Писания. Итак, Бог в Торе, дарованной Им у горы Синай еврейскому народу, выразил Свою волю, выставил Свои требования, по заключаемому договору. В их число входят известные всем Десять Заповедей. Согласно учению законоучителей периода Второго Храма, эти Десять чрезвычайно важны, но ничуть не более прочих. Общее же число всех заповедей - мицвот - 613.
Содержащиеся в них повеления охватывают всю жизнь человека: с момента рождения до момента смерти; с момента, когда человек просыпается утром, - до момента, когда он ложится спать вечером. Поскольку выполнение практически всех повелений сопровождается благословением, жизнь соблюдающего их превращается в непрестанное освящение мира. При таком подходе исчезает грань между религиозным и житейским: нет ничего отдельного от Бога, буквально каждый шаг человека должен быть посвящен Ему. Однако эти повеления требуют не бегства от жизни общества, а, напротив, активного участия в ней. Так, отказ от семейных уз, от сексуальных отношений расценивается как нарушение категорических повелений: "и прилепится (муж) к жене своей и будут двое плоть едина" и "плодитесь и размножайтесь".
Еврейский народ добровольно принял к исполнению 613 заповедей, за что, согласно заключенному Союзу, несет полную ответственность. Это еврейские обязательства. Каковы же обязательства их Всемогущего Союзника? Он обязуется быть Богом избранного Им народа. То есть, не переставая быть Богом каждого (независимо от национальности) человека и всех народов, всего человечества в целом, Он вступает с еврейским народом в особые отношения.
Анализируя и систематизируя Тору, законоучители вырабатывали общеобязательные правила общественной жизни. Это дало возможность еврейскому народу, рассеянному по всей земле, в условиях национального и религиозного унижения сохранить свое духовное лицо, свою неповторимость.
Стремясь как можно лучше выполнить все, что написано в Торе, мудрецы Израиля в течение веков обсуждали и комментировали ее. Исходя из Торы, они выносили юридические решения, имеющие для народа обязательный характер. Дискуссии, объяснения, комментарии, выводы передавались устно от учителя к ученику.
Талмуд - в переводе с иврита эта слово означает законченное, завершенное учение. Общий объем Талмуда поистине огромен: он занимает около 20 томов!
Может создаться впечатление, что верность еврейской культуры жестким рамкам традиций сужает поле возможностей для представителей этой культуры достигать успехов в реальной, современной жизни. Ведь меняются времена и меняются обстоятельства жизни...
Но еврейская культура удачно избегает косности, опираясь на 2 соображения.
Во-первых, именно устная традиция обеспечила гибкость традициям еврейской культуры. Моисей получил на горе Синай не только письменную Тору, но и устную, которая затем передавалась параллельно от поколения к поколению и в которой трактовались положения, изложенные в Торе.
Давая толкование законам письменной Торы, устная Тора неизбежно включала современные условия жизни, конкретные обстоятельства бытия.
В Торе написано: "Если будет у вас спор, идите к судье своего поколения". Таким образом, еврейская традиция носит антифундаменталистский характер, она не только не требует возвращаться к тому, что и как делали раньше, но напротив, говорит, что этого не следует делать.
В Талмуде есть такая история. Моисей, будучи в раю, попросил у Бога разрешение спуститься в мир живых, чтобы послушать знаменитого толкователя Торы. Он пришел, начал слушать и обнаружил, что ничего не понимает. Он спросил у рабби: "Откуда вы все это взяли?". - Рабби ему отвечает: "Разве вы не знаете? Моисей получил эти заповеди на горе Синай". - Моисей отошел в сторонку и подумал: "Я же ничего подобного не получал". И Бог ему говорит: "Замолчи и уходи отсюда". - Это означает, что не нужно "прыгать" через поколения, и Моисей просто не понимал в свое время, что через тысячу лет все будет именно так.
Талмуд не является структурированным философским трактатом, он содержит сказки и притчи, показывающие логику поведения, требования и ограничения, налагаемые Торой на каждого.
Сказки и притчи, определяющие обязанности и права людей, лежат и в основе воспитания детей - из них дети узнают о том, что хорошо, а что плохо, о том, к каким последствиям приведет исполнение или неисполнение законов. Но, как всякая сказка, притча и миф, эти притчи содержат общие представления об одобряемом поведении, о приоритетах.
Приоритеты как раз и составляют второй элемент еврейской культуры, помогающий ей обойти косность. Соблюдения требует "более важное" правило: например, в еврейской культуре нельзя говорить дурно о другом человеке. Но если кому-либо необходимо получить информацию о деловом партнере, то еврейские обычаи обязывают дать ему полные и истинные сведения о том, с кем он хочет вести дела.
Эти приоритеты определены Торой, а Талмуд и устная традиция дают возможность применения их в повседневной, ежеминутной жизни.
Выражаем глубокую благодарность профессору, преподавателю Университета Монреаля (Канада)
г-ну Я. Рабкину за интереснейшую беседу, которая легла в основу настоящей статьи.
Материал подготовлен Н.Н Покровской.