© журнал Личность и Культура. - 2000. - №3. - с. 13-14 |
По просьбе редакции журнала "Личность и Культура" председатель комиссии по образованию, науке и культуре Законодательного собрания Санкт-Петербурга Леонид Петрович Романков согласился ответить на ряд вопросов, объединенных общей темой, которую можно назвать "Культура и думы:" |
Редакция: Как вы оцениваете деятельность Законодательного собрания в целом, исходя из пятибалльной шкалы?
Л. Романков: Работу этого созыва - на 4 с минусом. Это достаточно хорошая оценка, поскольку наше демократическое общество только формируется. У нас есть три главные задачи: законодательство, принятие бюджета и контроль над действиями администрации. Только за первый год было принято 67 законов, мы приняли бюджет - главный финансовый документ, направили губернатору около 500 запросов по текущим проблемам. Законодательное собрание осуществляет достаточно сильный прессинг по отношению к исполнительной власти. Для России в целом это нетипично, поэтому Санкт-Петербург можно назвать островком демократии и парламентаризма. Проблемы выборов спикера следует связывать исключительно с вопросом выборов губернатора. После выборов губернатора проблема решилась сама собой.
Редакция: А какую бы оценку вы дали законодательной деятельности в сфере культуры?
Л. Романков: Я думаю, 4 с плюсом. Основания для этого такие. Во-первых, я работаю уже третий созыв, мы смогли накопить хороший опыт и достаточно большие наработки. Мы уже заложили определенную базу и можем тщательно отрабатывать детали. Во-вторых, в порядке соперничества В. Яковлев после А. Собчака, декларировавшего приверженность культуре, так же продолжает эту линию, участвует в культурных мероприятиях, декларирует увеличение части бюджета города, идущей на культуру. Думаю, что дела в этой области у нас обстоят неплохо.
Редакция: А в таком случае, какие задачи стоят сегодня на обозримое время - год, два?
Л. Романков: Культуре необходима финансовая база. Есть 4 ее основных составляющих: бюджетные деньги, стоимость аренды, налоги и льготы, а также закон о благотворительности. Эффективного закона о благотворительности нет. Научно обоснованной методики налогообложения предприятий культуры, которая бы учитывала реальный вклад культуры в развитие общества, тоже нет. А есть разделение культуры на дочек и падчериц. Дочки - это официальная культура, бюджетные учреждения, которые питаются очень скудно. А падчерицы - своего рода неофициальная культура, которая выживает как может, проявляя чудеса витальности. Это, например, галерея Борей, Пушкинская,10 и другие. Администрация города больше поддерживает официальную культуру. Я считаю целесообразным оказание дополнительной финансовой поддержки и другой части культуры. Недавно прошла акция "Северная Пальмира", на которую нами выделены средства, мы оказали поддержку 6-ти небольшим театрам, другим субъектам, как Пушкинская, 10. Здесь депутатская инициатива вносит свой вклад в это дело. Мне удалось, в частности, внести в бюджет коэффициент по аренде 0,1 для некоммерческих организаций культуры. Но вообще это часто вызывает нарекания. Народ у нас ушлый и быстро все схватывает. И например, КУГИ просто плачет, у них уже половина арендаторов стала льготниками. В этих вопросах, конечно, надо уметь вести контроль.
Есть европейская и американская модель поддержки культуры. По американской модели 15% расходов несет бюджет, а остальные - предприятия культуры. В европейской системе наоборот: 60% - из бюджета, а 40% сей суммы расходов должны нести учреждения культуры, добирать сами, как могут. У нас более реализуется европейская модель, и я, в принципе, поддерживаю это. Сегодня наша задача - не дать опуститься финансированию культуры ниже некоторой планки, сегодня это 4% бюджета, а была и 3, и 1,5.
Редакция: Леонид Петрович, вы несколько раз упомянули экономическую сторону вопроса о культуре. В Отделе научных методов маркетинга ЗАО "Гуманитарный фонд"как-то просчитали, что происходит с налогами при получении льгот. Так оказалось, что практически сума налогов не меняется, Ведь если за счет льгот работник культуры получил заработную плату больше, он ее все равно несет в магазины или другим образом вносит в оборот товарно-денежной массы в стране. А при этом налоги с этого оборота остаются прежними. Например, купил человек больше мяса, магазин заплатил больше НДС и других налогов.
Л. Романков: Это очень интересно. Хорошо, если бы Комитет по культуре мог подсчитать тот вклад, который вносит культура в экономику города. В Америку каждое 11-е рабочее место - в сфере культуры, 2-ое место в экспорте по доходности после автомобилей занимают произведения культуры. В Нью-Йорк 60% туристов приезжает ради 3 музеев. Если бы Комитет по культуре просчитал все доходы, которые получает бюджет Санкт-Петербурга за счет не только музеев, но и сувениров, компакт-дисков, кино и прочее, то, думаю, к культуре было бы другое отношение. Я уже несколько раз выступал на коллегии с подобными предложениями.
Редакция: Можно не сомневаться, что "Гуманитарный фонд" возьмется за такую проблему, так как имеет опыт в подходах к ней.
Л. Романков: Есть другая важная тема - промышленные помещения в городской черте. За границей уже пытаются строить одноэтажные корпуса большой площади, это экономичней. Стоило бы нашим петербургским предприятиям бесплатно выделять земли за городом, а их старые помещения сдавать в аренду предприятиям культуры. Здесь может быть создано много различных экономических моделей, обеспечивающих экономическую рентабельность мероприятия.
Редакция: Вопрос лично к вам, Леонид Петрович: доставляет ли Вам Ваша работа профессиональное удовлетворение?
Л. Романков: Доставляет. Но бывает очень жалко, когда считаю, что предлагаю правильные, актуальные законы, а они не проходят. Ну, тогда думаю, еще не созрела для этого ситуация. Но я очень горжусь тем, что я был в рабочей группе по Уставу города, это своего рода городская конституция. Ее подготовка проходила в очень драматичной ситуации, но ее итог является предметом моей профессиональной гордости.