© журнал Личность и Культура. - 2000. - №2. - с. 26

"Самое теплое Солнце -Северное"

Впервые взглянув на Мезенскую роспись, я удивился: "Не уже ли это: искусство? Эти кони на кривых паучьих ножках, птицы в виде заморенных червячков: Что это?:". Но вот рассматривая весь рисунок, начинаешь видеть за всем этим "примитивизмом" отточенную веками технику. Вода со временем превращает булыжник в причудливую, завершенную форму. Время, протекая через сознание мастеров, уносило все лишнее, второстепенное, оставляло единственно необходимое - мировоззрение народа. Взгляните, в буйстве красного пламени несутся ажурные кони и олени, птицы обещают достаток в доме. Домашняя магия любви и добра защищает Вас!

Как промысел роспись зародилась в середине XIX века в селе Палощелье Архангельской росписи на берегу реки Мезень. По мнению знатока крестьянского искусства А.Бакушинского, мезенские росписи "отражают круг очень ранних земледельческих представлений. Они - пережитки первобытно родового уклада жизни". Есть мнение, что архаичная палощельская роспись - отголосок древнего искусства чуди, угро-финского племени, жившего в этих местах.

Знакомство с мезенской росписью начинается с прялок. Рисунок на них всегда имеет строгий порядок. Он многоярусен. В верхнем ярусе изображаются птицы, в нижнем и среднем - главными фигурами являются кони и олени. Выделенные на прялках ярусы соответствуют 3 мирам: подземному, наземному и небесному, известным в искусстве многих народов.

Геометрические знаки, играющие важную роль в мезенской росписи, несут большую смысловую нагрузку. В них отражается круг ранних представлений крестьян. Изображение семян, плодов, шишек заключенных в ромбические фигуры, древнее значение которых - символ плодородия. Крестообразные и круговые фигуры - символы огня, солнечного божества, языческие очистительные и охранительные знаки. Плавная волнистая или зубчатая линия - символ воды. Олень, по представлениям крестьян, приносил счастье и веселье. Конь - знак солнца. Образы птицы символизировали тепло, свет, сулили урожай и богатство.

Роспись выполнялась касками из красной береговой глиной и сажи на настои смолы лиственницы. Сначала полосами и пятнами наносился красный цвет, а затем тонкой черной обводкой добавлялись детали и "оживка". Готовое изделие покрывали олифой, отчего оно приобретало красивый золотистый оттенок.

Народное искусство - отражение мироощущения народа. Она привязана к месту и условиям жизни людей, их быту. Строгая, лаконичная по композиции и цвету роспись отражает жизнь в условиях русского севера. Поэтому ценность народного искусства не только эстетическая, но и историческая - культурная.

Когда смотришь на Мезенскую роспись, вспоминается: "Самое теплое Солнце - Северное".

Бут М.П.,
Покровский Б.Н.,
отдел социальной интеграции,
ЗАО "Гуманитарный фонд"

Хостинг от uCoz