Наиболее загадочной и яркой чертой культуры Китая (и востока вообще) можно считать целостность, которая проявлялась во всех областях и вопросах жизни: целостным было восприятие времени китайцами, для которых прошлое неотделимо от настоящего и будущего, целостным было неразделенное существование человека в мире, в природе, во Вселенной.
Для европейца, с античности использующего системы дифференцированных, "расчлененных" знаков для каждого отдельного (отделенного) объекта, явления, сложно понять эту способность цельного восприятия и цельного действия, неразделенного на прошлое и будущее восприятия времени.
Традиционная культура Китая за 5000 лет своего развития достигла высокой степени культуризации явлений действительности, она "не оставила ни одного явления жизни в первоначальной форме" . Китайская культура стремилась к максимальному упорядочению первозданного хаоса, как и вся общечеловеческая культура, служа уменьшению энтропии (хаотичности) окружающего мира.
Китайская культура создала удивительные технические приемы изменения человеческой психики и оздоровления, стройные философские системы. Психическая техника древнего Китая не разделяла психику человека на отдельные психические функции (эмоции, мышление, память, восприятие и пр.), но напротив, практиковала целостный подход к человеческой психике как к нерасчленимому структурно-функциональному единству, в котором все функции взаимосвязаны.
Вместе с тем, культура древнего и средневекового Китая включала ряд самостоятельных традиций, связанных с различными школами философской мысли, что было обусловлено общей полицентричностью китайской культуры и ее синкретичностью, которая в свою очередь порождала заимствования категорий, технических приемов, многочисленные гибридные явления между школами.
Полезной была и полемика о путях психического развития человека, столкновение взглядов между школами, что позволяло отсеивать нежизнеспособные концепции. Наличие альтернативных вариантов давало возможность выбирать оптимальный для конкретного индивида путь.
Основы духовной культуры древнего Китая
В древнем Китае были широко распространены представления о дао - естественном пути, природе вещей, о первоэлементе ци, о 5 элементах: вода, огонь, дерево, металл и почва (изложенные в трактате VIII в. до н.э. "Хунфань" - "Великий план"), о инь и ян ("Книга перемен" - учение И-цзин).
В первых древнекитайских натурфилософских учениях дао, тайцзи, инь и ян предстают как демифологизированные образы, приближающиеся к философским категориям. Ранние естественнонаучные представления китайцев боролись с мифологизированным сознанием
Первоэлемент ци
Одно из самых ранних мировоззренческих представлений - понятие первовещества ци. Ци было связано с предметным представлением о воздухе, но утратило конкретность единичного явления и превратилось в субстанцию. Ци выступает как единый общемировой субстрат - первоматерия, чистая и легкая часть которой, воспаряя, образует небо, а тяжелая и мутная часть, опускаясь, создает землю.
Как сущность вещей, ци содержит в себе противоречие: ее сгущение образует женские частицы инь-ци, разряжение - мужские частицы ян-ци, взаимодействие этих противоположных начал порождает 5 "элементов", а они - все сущее. Уже в "Книге перемен" прослеживается идея органической связи дао с понятием противоположности инь-ян: "Взаимодействие инь и ян и есть дао".
Миф о первочеловеке Паньгу
Паньгу вылупился из первоначального космического яйца, он расколол его надвое, - все легкое и чистое поднялось и образовало небо, все тяжелое и грязное опустилось и образовало землю. Из тела умершего Паньгу возник мир: из глаз - солнце и луна, из крови - реки, из кожи и волос на теле - деревья и травы, из пота - дождь и роса, из блеска глаз - молния, из голоса - гром, из вздоха - ветер и облака. Люди - из паразитов на теле Паньгу.
И-цзин
Основу "Ицзин" ("Книга перемен" - середина I тыс. до н.э.) составляют 8 триграмм (ба гуа) - комбинаций из 3 параллельных черт - сплошных и прерывистых. Сплошная черта означает космическую силу света ян, прерывистая - силу тьмы инь, они выступают воплощением активного и пассивного, положительного и отрицательного начал, в их взаимодействии и взаимопреодолении рождается все сущее.
Среди ученых есть мнение, что в "Книге перемен" впервые в истории сделана попытка представить явления мира в двоичной системе. Исходя из основной идеи "Книги перемен" об изменчивости, неизвестные авторы трактата середины I тыс. до н.э. "Сицы чжуань", комментируя "Ицзин", развивали мысль о движении как неотъемлемом свойстве объективного мира, истолковывали кардинальное ицзиновское понятие "тайцзи" ("великий предел") как первоматерию - некую изначально-двойственную сущность - аналог Дао, порождающую двоицу образов - субстанциальные силы инь и ян.
В одном из мифов природные духи Инь и Ян родились из бесформенного первозданного хаоса, дух Ян взялся управлять небом, дух Инь - землей, совместно они создали людей и привели мир в гармонию.
Наиболее заметное влияние на культуру древнего и средневекового Китая оказали 2 традиционно китайских учения: конфуцианство и даосизм, а также пришедший из Индии буддизм.
Конфуцианство
Конфуцианство возникло на рубеже VI-V вв. до н.э. Его основоположником считается странствующий проповедник Учитель Кун, в латинской транскрипции Конфуций (551-479), впоследствии обожествленный. В 59 г. н.э. был учрежден государственный культ Конфуция с ритуалом жертвоприношений. В конце эпохи древности ортодоксальное конфуцианство даже претендовало (безуспешно) на положение мировой религии.
После смерти Конфуция в конфуцианстве образовалось 8 школ. Император стал инициатором религиозно-философских диспутов, своего рода "соборов". "Собор" 1 в. н.э. формально утвердил в качестве официальной ортодоксии доктрину школы "новых текстов". В 195 г. н.э. по повелению императора на камне был высечен "государственный экземпляр" конфуцианского "Пятикнижия" в версии школы "новых текстов". С этого времени нарушение конфуцианских заповедей, включенных в уголовное право, каралось как преступление.
Учитель Кун излагал свою доктрину изустно, в форме диалога (как Сократ в Афинах). Изречения Конфуция были записаны его учениками, а затем сведены в трактат "Луньюй" ("Беседы и суждения").
Древнее конфуцианство отличалось архаичностью и значением культа предков, включавшего и тотемы. Представления о прямой зависимости природных явлений от добродетельного поведения правителя и духовно-нравственного состояния общества пронизывают всю мировоззренческую систему древнего конфуцианства, построенную по модели триады: Небо-Земля-Человек.
Конфуцианство восприняло ранние теистические представления о Небе (Тянь) как верховном божестве и высшей нравственной силе, Воле Неба (Тяньмин) и правителе как Сыне Неба (Тяньцзы). По Конфуцию, Небом предопределено деление людей на "управляющих" - "благородных мужей" (цзюнь-цзы), способных к нравственному самоусовершенствованию (аристократов по рождению), и "управляемых" - "низкий, презренный люд" (сяоминь), аморальный и глупый по природе, которому свыше предназначено заниматься физическим трудом, "кормить и обслуживать" элиту.
Конфуцианство требовало неукоснительного соблюдения религиозного ритуала и строжайшего социально-иерархического подчинения: низший беспрекословно повинуется высшему, младший - старшему. Кредо Конфуция: "Правитель должен быть правителем, подданный - подданным, отец - отцом, сын - сыном".
Китайская притча гласит: "Однажды крестьянин узнал, что его старик-отец обманывает общину, и сообщил старейшине общины об этом. Старейшина приказал наказать сына, поскольку на первом месте для него должны стоять интересы семьи и уважение к отцу, и лишь на втором - интересы общины".
Последователи Конфуция
Мэнцзы (372-289) говорил об изначальной доброте человеческой природы, которой 4 конфуцианские добродетели (гуманность, справедливость, благопристойность, разумность) присущи столь же природно, как человеку его 4 конечности. Он признавал за народом право свергнуть правителя, нарушившего Волю Неба. В отличие от Мэнцзы, Сюньцзы (313-238) утверждал, что природа человека изначально зла.
Сюньцзы разработал учение о ритуале (ли), включавшее этические, политические, правовые нормы. В отличие от Конфуция, противника писаного права, Сюньцзы признавал необходимость законов в государстве, но отстаивал положение "закон - для народа, ритуал - для аристократии", в конфуцианской канонической "Книгой обрядов" ("Ли-цзи): "Наказания не распространяются на высокопоставленных, ритуал - на простолюдинов".
Ван Чун пишет: "Стихийные бедствия не предназначены для того, чтобы карать людей. Изменения природных стихий происходят естественно, а человек, не понимая этого, в страхе трепещет перед ними. Если же все как следует объяснить, то можно избавить человека от этого страха"... Человек, как все твари, после смерти подвергается полному уничтожению. "Как пепел потухший снова не может огнем запылать, так человек умерший снова не может ожить и стать духом", "Когда угасает пламя, то исчезает его свет и остается лишь потухшая свеча; когда умирает человек, то исчезает его дух и остается лишь тело".
Конфуцианство служило освящению существующего государственного и общественного строя. Догматизм и нетерпимость позднего ортодоксального конфуцианства были связаны с ростом общественной роли религии и усилением ее идеологического и эмоционально-психологического воздействия на массы, что было свойственно не столько древним, сколько средневековым религиям.
В противовес упорному стремлению официальной власти закрепить в идеологии монопольное господство догматического конфуцианства, в империи стали распространяться иные учения. Несогласных с правящим режимом объединял религиозный даосизм, который отмежевался от философского даосизма, продолжавшего развивать древние материалистические представления.
Дао
Возникновение даосизма традиция связывает с именем полулегендарного мудреца, якобы старшего современника Конфуция, Лаоцзы. По преданию, будто бы имевшая место встреча двух мудрецов запечатлена на ханьском рельефе рубежа нашей эры. Лаоцзы считается автором натурфилософского трактата "Даодэцзин" ("Книга о дао и дэ", записана, очевидно, в IV-III вв. до х.э.).
Дао - это Путь природы, самоестественность, всеобщность и объективность закона, "мать всех вещей". Даосы понимали под природным, естественным воплощение всеобщих и универсальных закономерностей структурной организации и функционирования мира, единые для всей природы - как живой, так и неживой. Поэтому главная задача даосской практики заключалась в выявлении изначально заложенного в человеке космического начала и в подчинении психофизиологических процессов всеобщим космическим законам с тем, чтобы устранить все препятствия для их естественного и полнокровного самопроявления - в результате чего человек становится равноправным членом космической триады "Небо - Земля - Человек". Дао есть "истинная сущность" человека, в полном слиянии с Великим Дао даосы видели высшую цель культурного развития человеческой личности. Некоторые современные ученые видят в даосском мировоззрении "черты экологической мудрости" (Л.Гумилев).
Даосская теория "недеяния" (у-вэй) призывала к ненарушению "естественности вещей". "Дао совершенномудрого - деяние без насилия" - постоянный рефрен "Даодэцзина". Не-деяние есть следование естественному пути, позволение психике и физиологии человека функционировать по внутренне присущим им законам.
Цель даоса - слиться с Дао, при этом человек постигает свою истинную природу, которая тождественна истинной сущности каждой вещи, каждого явления, человек отождествляется и сливается с окружающим миром, образуя с ним нераздельное и гармоничное единое. При этом противоречия и противоположности взаимоидентифицируются внутри себя (внутри каждой пары оппозиции).
Состояние "великого Единения" (Датун, "не-дуальности" ) есть состояние полного самоотреченя, бесстрастности, что означало не бездействие, а естественную и спонтанную реализацию "истинной природы" человека, который обнаруживает в глубинах своего существа самопроизвольное движение безличного и безусловного Дао. Правила же и ритуалы даосы рассматривали как результат утраты целостности и естественности единения с Дао: "Дэ (добродетель) появляется после утраты Дао; жэнь (человеколюбие) после утраты Дэ, справедливость (долг) - после утраты человеколюбия; ритуал (ли) - после утраты справедливости. Ритуал - признак отсутствия преданности и доверия. В ритуале - начало смуты" .
В книге "Гуань инь-цзы" есть слова: "Ногти отрастают, волосы становятся длиннее. Естественный рост вещей нельзя остановить ни на миг. Мудрый доверяет переменам, чтобы пребывать в неизменном".
Лецзы (V-IV вв. до х.э.) определял категорию дао как "вечное самодвижение материи" - "Вещи сами рождаются, сами развиваются, сами формируются, сами окрашиваются, сами познают, сами истощаются, сами исчезают. Неверно говорить, будто кто-то намеренно порождает, развивает, формирует, окрашивает, дает познание, силу, вызывает истощение и исчезновение".
"Говорящие, что небо и земля разрушатся, ошибаются; говорящие, что небо и земля не разрушатся, также ошибаются. Разрушатся или нет, я не могу знать... Разрушатся или нет, что тревожиться нам об этом?" . Лецзы утверждал, что повседневный опыт людей, свидетельства их органов чувств не подтверждают существования потустороннего мира: если "от душ предков нет чудесных откликов" - значит, они не существуют.
Для Чжуанцзы (369-286) Дао ("Истинный властелин", "Великий учитель") - сущность бытия, субстанциальная основа мира, абсолютное единое начало, от которого происходят все вещи, постоянно изменяющиеся в вечном круговороте мироздания. Жизнь - непрерывное движение (вспомним Аристотеля!). Всеобщность изменений и переход явлений в свою противоположность делают все качества относительными.
Против похоронной обрядности Чжуанцзы говорит: "К чему мне все это?! Считаю землю гробом, небо - саркофагом, луну и солнце - дисками нефрита, планеты же и звезды - мелким жемчугом, а тьму существ считаю провожатыми своими... На земле стану воронам пищей, под землей муравьев накормлю. Одних лишите, а другим дадите. Только за что такое предпочтение муравьям?!"
Чжуанцзы говорил: "Известное человеку не сравнить с тем, что ему не известно, что краткий срок его жизни не сравнить со временем его небытия. Поэтому тот, кто при помощи крайне малого пытается определить пределы крайне великого, непременно впадет в заблуждение"... С позиций современной физики и научных представлений о бесконечной и постоянно расширяющейся вселенной подобные высказывания мыслителя представляются глубочайшим научным предвидением.
Даосы отвергали религиозные культы. Лаоцзы считал богов порождением дао и полагал, что их влияние на людей устраняется следованием природному ходу вещей. И другие даосские мыслители (Сун Цзянь, Инь Вэнь, Чжуанцзы) сводили богов к природным стихиям, считая их одной из форм существования материи.
Даосизм как религия
В начале II века н.э. - почти одновременно с утверждением конфуцианской ортодоксии в "Зале белого тигра" - окончательно оформилась даосская религия. Лаоцзы был обожествлен и стал высшим даосским божеством, "великим мудрецом порабощенных".
Проповедью равенства всех по признаку веры и безусловным осуждением богатства даосская "ересь" привлекала народные низы. На востоке страны близкое к даосской "ереси" учение тайной секты "Путь Великого благоденствия" (Тайпиндао), отличавшееся демократическим уставом и боевым духом, стало знаменем восстания "Желтых повязок", охватившего в конце II в. всю китайскую империю. Позднее даосские народные секты отмежевываются от организованного "придворного" даосизма, объявленного в середине V в. х.э. государственной религией в раннесредневековой империи Китая - Северной Вэй.
Воинская практика
Даосы практиковали различные техники психорегуляции, среди них - практика военного искусства, в ходе которой человек учился действовать в соответствии с естественным ходом вещей. Именно военно-прикладная практика помогала даосам в достижении бесстрастности и отрешенности: позволяя эмоциям и другим психическим процессам течь в соответствии с их путем (их Дао).
Влияние даосизма прослеживается у видных представителей "школы военной философии" (бинцзя) - Суньцзы (V-IV вв. до х.э.) и Уцзы (IV в. до х.э.). В трактатах о военном искусстве они исходили из представлений об общекосмических закономерностях, единстве и круговороте взаимопревращений противоположностей. Но суть их военной доктрины сводилась к тому, чтобы достигать победы без боя.
Материализм Ян Чжу
Ян Чжу (440-334) не принадлежал ни к одной из школ, хотя его учение основано на понятии дао. Он считал, что природа и человек как ее составная часть подчинены необходимости, заложенной в самих вещах. В объективно существующем мире "все совершается само собой", поэтому "все следует предоставить естественному течению". Человек должен постичь дао и не действовать вопреки ему.
Признать неизбежность смерти - это и значит следовать естественному закону дао. "Пока живешь, принимай жизнь легко, следуя ее природе, исполняя до конца свои желания, и ожидай спокойно прихода смерти. Придет смерть - и к ней отнесись легко, пусть она исполнит свое до конца, дай полную свободу угасанию. Ко всему относись легко, предоставь все естественному течению. К чему пребывать в вечном страхе, то медля, то поспешая, - ведь жизни отпущен столь краткий срок!" Лишь познание и соблюдение естественных законов жизни может обеспечить здоровье и хорошее настроение.
Ян Чжу считал высшим этическим идеалом наслаждение жизнью: "Ушам хочется слушать музыку, и мешать им - значит притуплять слух; глазам хочется созерцать красоту, и мешать им - значит притуплять зрение; носу хочется вдыхать ароматы, и мешать ему - значит притуплять обоняние; устам хочется рассуждать об истинном и ложном, и мешать им - значит притуплять ум; телу хочется наслаждаться, и мешать ему - значит лишать его радости чувств; мысли хочется свободы, и мешать ей - значит подавлять природу".
Буддизм
Проникнув в Китай в 1 в. н.э., буддизм сильно был китаизирован. Широкое распространение в Китае буддизм получил уже после крушения древнекитайской империи, оказав в дальнейшем существенное влияние на все культурное развитие китайского средневековья.
Буддизм в целом не является догматическим учением и всегда предполагал включение элементов любых духовных практик и систем, которые соответствовали духу буддизма.
Чань-буддизм
Доктрина чань-буддизма (в японской традиции - дзен-буддизма) возникла в V-VI вв. Некоторые исследователи считают "дзэн" наиболее полным развитием даосизма путем его соединения с близкими по духу буддийскими проникновениями. "Если буддизм - отец, то даосизм - мать этого удивительного ребенка. Но нельзя отрицать, что этот ребенок больше походит на мать, нежели на отца" .
В чань-буддизме человек не стремился навязывать своей психике направляющую и регулирующую волю своего "Я", а напротив, отказывался от представления о дискретности собственного существования, выходил за пределы индивидуального "Я" и оставлял свою психику в покое, предоставляя ей возможность самой управлять своей деятельностью в соответствии с собственными, наиболее естественными для нее законам, позволяя ей самой находить оптимальный режим функционирования. Такое состояние называлось также у-во ("не-я"), содержанием же медитации была реализация "пустоты".
Чань-буддист стремился к несознательной концентрации внимания, когда сознание свободно движется от одного объекта к другому, течет как вода, не задерживаясь ни на одном объекте и вместе с тем отражая его с максимальной адекватностью. "У-синь ("не-сознание") - это действие (на каком угодно уровне - физическом или психическом) без попыток в одно и то же время контролировать и наблюдать за действием со стороны".
Важная черта чань-буддизма - стремление избегать и крайностей аскетизма, и отказа от всякой тренировки, сбалансированный подход в практике психотренинга, в котором усиленное напряжение воли сочеталось с релаксацией, дисциплина чувств и эмоций - с естественностью психических проявлений.
Линь-цзи говорил: для того, чтобы достичь просветления, нет нужды делать что-то особенное. "Буддийское учение не нуждается в особой практике. Для его постижения необходимо лишь обыденное не-деяние: испражняйтесь и мочитесь, носите свою обычную одежду и ешьте свою обычную пищу, а когда устанете - ложитесь спать. Глупый будет смеяться надо мной, но умный поймет!"
Чань-буддизм резко отличался от других буддийских течений отношением к труду. Если традиционный буддизм призывает к полному недеянию, чтобы человек своими действиями не принес гибель любому живому существу, то чань-буддизм считает духовную практику лишь тогда совершенной, когда она осуществляется в процессе какой-либо деятельности. Великий учитель Бай-чжан однажды сказал: "День без работы - день без пищи". Это отношение принесло чань-буддизму большое распространение, так как позволяло любому человеку осуществлять буддийскую практику, не вырывая его из его обыденной жизни.
Прагматизм древнего Китая
Мо Ди (ок. 468-376) - школа моистов
Учение Мо Ди отличалось практической целеустремленностью: "Знания, которые нельзя применить на практике, ложны". Его школа была более организованной, однородной по составу и многочисленной, чем другие.
Учение моистов было близко интересам основной массы свободных производителей, интересам городской самоуправляющейся общины. Мо Ди и сам вышел из городских низов. Моисты обучались технике городской самообороны и всегда были самоотверженными защитниками городов, подвергшихся агрессии. Искусству обороны самоуправляющихся городских общин посвящена значительная часть трактата Мо Ди, который прославился как специалист по фортификации. Мо Ди выдвинул внешнеполитическую доктрину равенства государств как основу мирных межгосударственных отношений.
Фацзя - сторонники закона
Учение фацзя (легистов - "сторонников закона") решало конкретные административно-управленческие задачи государственного управления на основе единого писаного юридического закона фа.
По мнению Хань Фэйцзы (288-233), в глубокой древности люди вели стадную жизнь, не имели жилищ, не знали огня. Земли было много, людей мало. Потом люди стали добывать огонь трением, провели каналы, научились строить дома из бревен. Народонаселение увеличилось, люди стали жить семьями, "управлялись сами собой". Со временем установилось наследование власти, появились богатство и бедность, люди стали "отчаянно бороться за каждый клочок земли". Людям оказались необходимы законы и наказания.
Легисты понимали историю как поступательный, но замкнутый процесс, завершающим этапом которого являлось создание централизованной бюрократической монархии в масштабах всей Поднебесной.
Традиционное общество Китая
Несомненно, что восточные страны, и в частности, Китай, являются обществами традиционного типа. С 1880-х гг. в науке существует разделение между обществами традиционными (или общинными) и индустриальными. Экономист, лауреат Нобелевской премии Ф. фон Хайек называет их, соответственно, родовым и расширенным (или расчлененным) строем.
Первый, родовой, строй отражает "примитивные" (первобытные) условия существования человечества и характеризуется обращенным в себя, замкнутым и самодостаточным обществом, где социальное поведение его членов определяется усвоенными всеми индивидуумами едиными социальными целями. В таком обществе главную роль играет инстинкт, а человеческие взаимоотношения основываются на чувстве групповой солидарности и бескорыстных отношениях внутри группы.
"Расширенное общество" или "расчлененный строй" Ф. фон Хайек описывает так: социальные структуры становятся более беспристрастными, а социальная взаимосвязь индивидуумов - менее интенсивной. Непосредственное инстинктивное поведение сменяется абстрактным следованием договору, сохраняясь лишь в таких микроскопических социальных группах, как семья. В обществе разобщенных индивидуумов люди заняты исключительно достижением своих личных целей. Наиболее чистая форма человеческой этики - утверждение в качестве основной задачи человека преследования наиболее эффективным образом свободно выбранной цели не соотнося свои цели с целями остальных людей.
Традиции и достижения древнего Китая
Искусство
Недавние раскопки могилы Цинь Шихуанди, обнаружили в районе г. Сиань "глиняное войско" императора из 3 000 пехотинцев и всадников - все в натуральную величину.
К числу выдающихся достижений материальной культуры относится древнекитайское лаковое производство, зародившееся в период "Чжаньго". Лаконосную смолу добывали из ядовитого сока лакового дерева, затем многослойно наносили ее на основу-заготовку из дерева, шелка, кожи и т.п.
Лаковые изделия отличались уникальными химическими и физическими качествами - способностью консервировать дерево, противостоять воздействию кислот и высоких температур - до 500°, предохранять металлы от коррозии. Лак широко использовался в искусстве, в частности фресковой росписи. Лаковые изделия составляли важную статью внешней торговли Ханьской империи.
Шелк
С открытия Великого Шелкового пути империя Хань становится всемирным поставщиком шелка. В истории древнего мира Китай оставался единственной страной, по-настоящему освоившей культуру шелкопряда. Древнейший фрагмент шелковой ткани, найденный в Чжэцзяне, датируется радиокарбоном 2750 (+100) гг. до н.э. В древнекитайских мифах шелковица выступает как священное дерево, олицетворение солнца, символ плодородия. Разведение шелковичных червей считалось не только делом исключительной хозяйственной важности, но и своего рода священнодействием.
Под угрозой жестокого наказания запрещалось раскрывать секреты разведения шелкопрядов, вывоз их карался смертью. Выведать у древних китайцев секреты производства шелка никому так и не удалось.
Ханьский шелк, выступавший как товар товаров и нередко в функции денег, сыграл важную роль в развитии международных культурных контактов между древними народами Европы и Азии.
Бумага
Происхождение бумаги связано с шелководством, что, в частности, нашло свое отражение в иероглифе чжи - "бумага", - имеющем ключевым знаком изображение шелкового мотка. Сначала бумага изготавливалась из отходов коконов шелка и была очень дорогой. Открытием уровня мировой духовной культуры бумага стала тогда, когда превратилась в дешевый, массовый материал для письма.
Общедоступный способ изготовления бумаги из древесного волокна был открыт в конце I в. х.э., традиция связывает это с именем Цай Луня, бывшего раба. Но древнейшие образцы бумаги датируются II-I вв. до н.э., значит, бумага была изобретена до него. И все же Цай Луню принадлежит заслуга усовершенствования бумажного производства. Дешевая бумага приобрела название "цайлуньской".
Со II в. н.э. в употребление стали входить бумажные свитки, повторяющие форму "шелковых" книг. Изобретение бумаги, а еще ранее туши создало возможности для развития техники эстампа, создания печатной книги и усовершенствования китайской письменности. Созданный в ханьское время стандартный стиль письма кайшу лег в основу современного начертания китайских иероглифов. Материалы для письма и иероглифика были восприняты древними народами Вьетнама, Кореи и Японии.
Современный Китай
24 апреля 1970 выведен на намеченную орбиту спутник "Дунфанхун-1"с помощью ракеты-носителя "Чанчжэн-1". В сентябре 1981 в Китае успешно запущены 3 спутника с помощью 1 ракеты. Китай стал одним из немногих государств, овладевших техникой запуска нескольких с путников с одной ракетой.
Нынешние достижения Китая - результат создания в ходе реформ и открытости, модернизации новой теории строительства социализма с китайской спецификой - теории Дэн Сяопина. Китай определил цели развития до 2050 г.: в первые 10 лет достичь удвоения ВНП в сравнении с 2000 г., создать более совершенную систему рыночной экономики и повысить благосостояние народа. К середине XXI в. будет в основном завершена модернизация экономики, построено богатое и могучее демократическое государство.
Самые, самые... в Китае
Одно из самых редких животных в мире, китайский бамбуковый медведь или панда, обитает в высоких горах Сычуани, Шэньси и Ганьсу, питается главным образом бамбуком. Это реликтовый вид, уцелевший с ледниковой эпохи четвертичного периода, поэтому его называют "живой окаменелостью"и считают в Китае "государственным достоянием".
Самая древняя крупная энциклопедия - "Энциклопедия Юнлэ", состоящая из 22937 томов, которая вышла в свет в эпоху династии Мин. Ее составляли 2000 научных специалистов в 1403-1408.
Самый древний и длинный канал в мире - китайский Великий канал Пекин-Ханчжоу, его создание началось в 5 в. до н.э. Он идет с севера из уезда Тунсянь Пекина до Ханчжоу. Общая длина - 1801 км.
Самый крупный и полностью сохранившийся древний архитектурный ансамбль в мире - Пекинский Императорский Дворец Гугун (Запретный город). Построенный в 1420 г., он был императорским дворцом династий Мин и Цин. Его общая площадь - 720 тыс кв. метров.
Самое длинное архитектурное строение в мире - Великая китайская стена, проходящая через горы севера Китая. Ее общая длина - 6,7 тыс. км. Строительство стены началось в период Чуньцю (Весны и Осени, 770-475 гг. до н.э.) и продолжалось в эпоху Чжаньго (Воюющих царств, 475-221 до н.э.).