© журнал Личность и Культура. - 2000. - №1. - с. 7-9 |
Редакция журнала "ЛиК" знакомит читателей с одним из специальных направлений исследований, которое проводит ЗАО "Гуманитарный фонд", - влияние морали на эффективность практической деятельности человека. В феврале 1999 г. в журнале "Мост" была опубликована специалистами ЗАО "Гуманитарный фонд" статья "Экономика и мораль". В настоящей статье мы публикуем материал, который может быть сенсационным и который, вероятно, положит начало целой серии дискуссий. Редакция ведет беседу с кандидатом физико-математических наук, научным сотрудником Института информации РАН Вадимом Николаевичем Трифоновым и ген. директором ЗАО "Гуманитарный фонд" Николаем Борисовичем Покровским. |
Редакция: - Вадим Николаевич, сначала, пожалуйста, - несколько слов о математике. Математика как наука, ее особенности, ее яркие результаты.
В. Трифонов: - Математика - это наука отношений, величин, функций. В бытийном понимании - это наука поведения (так как функция как раз и описывает характер поведения) систем, объектов, процессов, изменение состояний. Это наука об отношениях, выраженных числами.
Приведу высказывание Платона - "числа правят миром". Через отношения устанавливается и состояние, и движение всей Вселенной.
Платон жил в весьма отдаленную от нас эпоху, когда знание обожествлялось.
Уже Гете поправил Платона, сказав: "Не "числа правят миром", а "числа указывают, как управляется мир"". Числа выражают все те отношения, посредством которых мир поддерживает свое стабильное состояние и свою динамику.
Редакция: - Таким образом, слова Гете показывают, какой путь прошла цивилизация со времени Платона?
В. Трифонов: - Да, конечно. Платон жил во время, когда человеческий разум еще был во власти древних традиций. Так, многие представления шли от того, что Исида говорила о двух путях познания мира: чувствопостижении и умопостижении.
Чувствами постигается форма, разумом - числа.
В эпоху Галилея мир погружается в рациональный метод познания. Галилей говорил - измеряй все, что можно измерить, и делай измеримым все, что нельзя измерить.
Начинается эпоха эмпирической науки, когда научным результатом является синтез умозрительных представлений и данных опыта. Яркой иллюстрацией этой эпохи является измерение длины световой волны, выполненное Ньютоном.
Редакция: - Вадим Николаевич, позвольте обратиться к главному вопросу нашей беседы - наука и мораль, наука - и вопросы Добра и Зла.
В. Трифонов: - Понять ситуацию в реальном мире, который окружает наше сознание, невозможно без принципа поляризации. Материальный мир дуалистичен, в нем все имеет свою противоположность. "+" и "-", Добро и Зло, Север и Юг - полюса магнитного поля, и т.д.
Благодаря поляризации некого целого в нем, этом целом, возникают взаимодействия между противоположными началами, но при этом не разрушается общее, в котором эти начала сосуществуют. Эти два полярные начала становятся источниками сил, которыми движим мир.
С позиций физики эти начала - два резонатора. Это положение поясняется Рисунком 1, где в пределах некой общей "неопределенности" (большой круг) даны две частные "неопределенности" (малые круги), которые взаимодействуют между собой по площади "лепестка" (заштрихован).
Важно отметить, что этот "лепесток" несет информацию обеих начал (неопределенностей). Его можно интерпретировать как "Со-знание", "совместное знание", или как энергию связи этих начал.
Здесь две некие массы соединились вместе и между ними возникла энергия связи, пропорциональная деформации этих масс.
Как результат взаимодействия, лепесток становится третьим самостоятельным началом и возникает совершенно новая система из 3 субъектов - Рисунок 2.
В рамках этой системы снова возникает взаимодействие и формируются новые начала. Но, с ростом числа субъектов, системы становятся менее устойчивыми, на определенном этапе распадаются, возникают снова и так все находится в непрерывном движении.