© журнал Личность и Культура. - 2000. - №1. - с. 14-15 |
А. Предприятие как система
Под системой мы понимаем внутренне завершенную структуру, которая взаимодействует с внешней средой в некотором регулярном режиме, который может плавно трансформироваться, что соответствует процессу развития структуры (системы). Таким образом, система - это комплекс функций, которым и обусловлено устойчивое существование данной структуры.
Данное определение отвечает понятию "открытой" системы. Помимо открытых существуют замкнутые системы, которые характеризуются стабильным комплексом функций внутри системы. Но этот случай не относится к производственному предприятию и не рассматривается детально в данной работе.
В определении системы мы сознательно перенесли акцент с материальных категорий (вещество, масса, продукт) на нематериальные - функционирование. Именно последнее несет в себе параметры динамики, чем и определяется эффективность деятельности предприятия. Ориентируя на понятие функции, мы непосредственно обращаемся к целям и методам деятельности предприятия, собственно - к предмету маркетинга.
Какой смысл рассматривать вопрос о том, является ли предприятие системой, когда это совершенно очевидно? За очевидным часто не замечается особенное. К "особенному" для производственного предприятия относится то, что оно, по сути, является суммой ряда функций, осуществляемых его подразделениями, причем эта сумма должна давать в точности требуемый (заданный) результат. Если суммарный результат меньше - предприятие не полностью функционирует как система, что грозит ему деградацией. Если результат превышает заданный - следовательно, затраты будут слишком высоки и конкурентоспособность системы ослаблена, предприятие будет нести убытки.
Вероятно, сказанного достаточно, чтобы окончательно прийти к выводу, что конечный (заданный) результат должен быть точно определен, а величины отдельных слагаемых с еще большей точностью (так как ошибки могут накапливаться) должны быть подогнаны под него.
Функции предприятия как системы - воспринять продукт одной системы (сырье, оборудование, технология и др.), переработать его и выдать новый продукт другой системе, которая готова его интенсивно усвоить, как необходимый материал для выполнения своих специфических функций.
Из этого ясно, что продукт должен быть полностью рассчитан на особенности этих функций. Из этого вытекает, что служба маркетинга должна знать потребности покупателя лучше самого покупателя, чтобы не допустить конкурентов, опережая их предложения. Для этого служба маркетинга должна обладать ресурсами для соответствующих исследований. Тогда предприятие выполнит свои функции системы.