© журнал Личность и Культура. - 1999. - №1. - с.11-12

Наука - тема дляобсуждения

Гуманитарный Фонд предупреждает

Проводя исследования в сфере маркетинга и занимаясь некоторыми аспектами практики человеческого мышления, специалисты АО «Гуманитарный фонд» вышли на соотношение экстравертного и интровертного типов сознания.

В результате была разработана Теория отстранения, которая дает свои объяснения возникновению деструктивных мотивов поведения и предлагает естественный путь разрешения внутренних конфликтов и примирения человека со средой его обитания.

Основные положения Теории Отстранения таковы - существует 2 типа мышления:
- интровертный (внимание концентрируется на процессах, протекающих в самом сознании человека) и
- экстравертный (внимание фокусируется на внешней среде).

Низкая мощность орудий труда требовала чуткого внимания к объекту труда, свойства которого воспринимались, чаще всего, непосредственно органами чувств человека.

Опыт этого восприятия был для человека очень ценен, он бережно накапливался, переживался. Силы стихии держали человека в известном напряжении, требуя постоянного внимания.

Организация жизни общества на принципах авторитарного правления также ориентировала человека на внешние факторы, которые, как и стихия, не зависели от него, но держали в полной зависимости: от улыбки фараона зависела жизнь его раба.

Мышление же человека оперировало, как правило, различными образами, чисто языковые конструкции присутствовали в очень ограниченном объеме.

Образная форма мышления, в отличие от языковой, логической, стимулировала экстравертный тип мышления. Такой важный фактор жизни, как религия, также был носителем образов, а кроме того, одной их дистанцированностью от человека обуславливал его экстравертные позиции.

Ситуация начала меняться в начале XIX века в силу технического прогресса и изменения социального статуса человека-гражданина. Все больше сознание человека становилось самодостаточным для его жизнеобеспечения.

Человек все меньше зависел от реальных внешних факторов и все больше - от информации, концентрирующейся в сознании. Внимание человека все больше обращалось внутрь сознания.

Мощные средства труда, превосходящие собственные силы человека в тысячи и тысячи раз, сосредотачивали внимание человека на управлении с помощью системы специальных показателей, объект труда не только не доступен для непосредственного наблюдения, но зачастую и в принципе такого наблюдения не предполагает.

Что происходит при этом с мышлением человека? Оно смещается из области реальных ощущений и представлений в область условных представлений (и ощущений).

Но в этой области и сама личность человека представлена достаточно условно, причем это представление идентифицировано с самой личностью по весьма ограниченному числу параметров. При этом, человек превращается в совокупность формальных признаков, и не более.

Т.о., наступило время, когда сознание человека оказалось как бы замкнутым на самое себя, т.е. перешло в сугубо интровертный режим функционирования.

При этом, даже человек, эта насыщенная содержанием «субстанция», перевоплотился в некий блок информации, существенно ограниченный, подчас тенденциозно оформленный.

Начался общий процесс дегуманизации культуры. Это особенно заметно в изобразительном искусстве.

В конце XIX века возник импрессионизм, заняв позицию отстраненного наблюдателя, сосредоточившись на самом восприятии внешних качеств предметного мира, стал прощальной слезой, туманящей взгляд европейской цивилизации в размытых образах реального мира.

Цивилизация смотрела и просто не видела. А затем она надолго закрыла глаза вообще, погрузив свой взор внутрь себя, вглубь сознания и уже в его лабиринтах искала предмет своего существования.

Теперь результат зависел от килобайтов информации. И усилия интеллекта направлены на ее увеличение и ускорение переработки. Сознание стремительно погружается в среду языковых конструкций, значительная часть которых является продуктом самого сознания.

Т.е. сознание питают продукты его же переработки. Это принципиально новая ситуация в человеческой истории. Чем она чревата для человечества?

Проблему порождает тот факт, что единственным универсальным носителем конструктивных моделей поведения является Природа, а единственным критерием успеха и достижений человека, его «ценности» для себя и для окружающих, является реальный мир, мир внешних для человека отношений и результатов.

Кроме того, единственным носителем деструктивных моделей является человеческое сознание: ведь кошке или траве не придет в голову самоубийство.

Смещаясь в интровертную область, человеческое мышление начинает интенсивно насыщаться всякого рода случайными информационными конструкциями с высоким уровнем разрушительности в самих себе.

Если же экстравертный жизненный опыт недостаточен, начинают доминировать разрушительные концепции. Естественной формой интровертного мышления является наркомания (активная интровертность), самоубийство и терроризм (агрессивная интровертность). Удельный вес этих концепций должен постоянно расти.

По оценкам исследователей этот процесс, начавшийся в 1820-30-е гг., придет к затуханию в конце XXI века, пройдя три фазы: первая завершилась между 1990 и 1920г., вторая заканчивается в 1990-е гг., характерной особенностью третьей фазы должен быть стандартный всплеск активности в беспорядочных формах.

Можно предположить, что в период 2020-2070 гг. резко возрастет число актов вандализма, террора, самоубийств. Наркомания станет обычным явлением, своего рода, идеологическим стереотипом. Этот процесс имеет объективную природу и не поддается внешнему воздействию. Проблема осложняется тем, что мотивы деструктивного поведения возникают в сознании неожиданно, как сумма случайных факторов (эффект бифуркации).

При этом человек, который никогда не проявлял никаких признаков экстремизма, и даже не имел генетических предпосылок к ним, внезапно становится носителем экстремистской концепции. Причем так же внезапно может и перестать им являться.

Именно последнее обстоятельство и служит поводом к тому, чтобы не оставаться безучастным наблюдателем происходящего, а использовать необходимые средства. Не влияя на ход процесса, они могут дать положительный эффект во многих частных случаях.

Например, при инцидентах с экстремистами следует использовать различные эффекты, стимулирующие экстравертное мышление, компоненты которого «обезвреживают» разрушительные конструкции в сознании человека.

Световые, звуковые эффекты, даже просто течение времени работает на спецслужбы (как уже было сказано, как правило, интровертные конструкции нестойки).

Напротив, часто практикуемые методы воздействия с помощью смысловых аргументов могут затруднять достижение результата: деструктивная конструкция, управляющая в данный момент поведением человека, может интегрировать отдельные логические фрагменты приводимых доводов и укреплять себя с их помощью, «питаться» ими.

Конструктивный эффект знаковых сообщений прямо пропорционален наличию в них образной информации.

В борьбе с наркоманией можно тоже ожидать положительного эффекта при стимулировании экстравертного мышления. Мощным стимулом развития экстравертного мышления является изобразительное искусство и, очевидно, не только оно.

Существующая практика среднего образования, по мнению наших специалистов, ориентирована на интровертные процессы, в соответствии со стандартами времени. Мы предполагаем, что неокрепшее сознание ребенка чрезмерно подвержено интровертным установкам. Усиление предмета изобразительного искусства очень важно.

Все без исключения педагоги отмечают, что дети, занимавшиеся изобразительным искусством, поразительно отличаются своими позитивными позициями.

Конечно, не все дети могут быть склонны к рисованию или живописи. Для кого-то это может стать пыткой.

Проблема в значительной степени решается, если учеников учат традиционным видам народных художественных промыслов, например, лаковой росписи по дереву (шкатулки, брошки, заколки, разделочные доски, всем известные матрешки и т.д.).

Это способствует развитию культуры, формирует эстетические стереотипы, наконец, созданные изделия могут быть использованы дома, как подарок, или даже для продажи. Для очень многих детей, да и их семей, последнее обстоятельство может получить особую значимость.

А кому не было бы приятно получить от друга или от ребенка в подарок расписанную его или ее собственными руками брошь или кулон?

Во всяком случае, практика современного среднего образования должна быть проанализирована и с позиций Теории отстранения.

Основные положения Теории отстранения прошли экспертизу в Государственном Экспертном Совете в 1998г.

Экспертиза показала «новое раскрытие проблемы», что для разработчиков очень важно как признак научной новизны. Вместе с тем, ГЭС не согласен с нашей оценкой системы образования как ориентированной на интровертный тип мышления.

Различия позиций по этому важнейшему вопросу воспитания молодого поколения, его благополучия, духовного и интеллектуального здоровья, требуют самого тщательного анализа. Мы надеемся на научный диалог как со сторонниками, так и с противниками нашей версии.

Мы понимаем, что данная теория еще требует дополнительного изучения и приглашаем к сотрудничеству широкий круг специалистов, не только педагогов, психологов и воспитателей, но и медиков.

Мы берем на себя смелость выступить с предупреждением о возможных негативных последствиях бездействия.

Напоминаем вам, что в античную эпоху врачи советовали своим пациентам посещать театры и различные зрелища. До сих пор считалось, что только ради положительных эмоций.

Теория отстранения дает принципиально иное объяснение - стимулирование экстравертного мышления, которое, очевидно, организует и функционирование всего физического организма.

Так ли это?

Уважаемые коллеги, в этом стоит разобраться.

Т.Л. Сивкова
Нач. отдела прикладной культурологии
АО «Гуманитарный фонд»

Хостинг от uCoz