© журнал Личность и Культура. - 2002. - №1/2. - с. 5-8

Малый бизнес - стране

(сокращенный вариант. Полный текст - 4 страницы)

Деньги любят счет - эта истина всем давно понятна. Тогда попытаемся разобраться, каких денег ждет от бизнеса государство и какие бизнес может в действительности ему дать. Рассмотрим пример малого производственного предприятия, выпускающего некие товары народного потребления.

Примем как данное, что себестоимость продукции "П" состоит из расходов на сырье (- 40% от себестоимости) и оплаты труда производственного персонала (- 60% от себестоимости). Примем также, что накладные расходы "Н" составляют 100% от величины П и включают Фонд текущих расходов ФТР ( - 40% от Н), Фонд оплаты труда непроизводственного персонала (- 30% от Н), Страховой фонд ФС для покрытия непредвиденных расходов (- 10% от Н), Фонд развития предприятия ФР (- 20% от Н). Тогда цена "Ц" продукции составит Ц = П + Н (без НДС).

Округляя, примем, что налог на Фонд оплаты труда составляет 40% от его суммы. Прибыль предприятия оценим в 30%. Она идет на ФР и частично на ФОТ. Тогда налог на прибыль составит примерно 0,25 * 0,3 = 0,075 или 7,5% от величины Н (при ставке налога 25%). Грубо НДС составляет 20% от величины Ц или 40% от Н, но мы можем ее уменьшить путем зачета сумм НДС за приобретаемое сырье, которые составят примерно 0,17 * 0,4 = 0,07 или 7% от величины П. Тогда более точная сумма НДС, уплачиваемая предприятием, составит 40 - 7 = 33% от величины Н.

Примем, что все другие налоги составляют 5% от величины Н.

Подсчитаем сумму всех налогов в долях от величины Н, принимая во внимание, что сума налогов на Фонд оплаты труда составляет 40% от него и входит в ФТР. Тогда получим общую сумму налогов:

0,4 * 0,6 + 0,4 * 0,3 + 0,33 + 0,05 + 0,075 = 0,815 или 81,5% от величины Н.

Так как НДС начисляется на цену продукции, общая выручка предприятия составит 1,2Ц. При этом доход предприятия составит 1,2Ц - П = 1,2Н.

Итак, доход предприятия равен 1,2 величины накладных расходов. Вычтем из этой величины суму налогов:

1,2Н - 0,815Н = 0,385Н.

Эту величину нам необходимо уменьшить на сумму текущих расходов ФТР, которая равна 0,4 от Н. Тогда в распоряжении предприятия остается:

0,385Н - 0,4Н = - 0,015Н ( ! )

Т.е. не только ничего не остается, но предприятие еще и несет убыток.

Здесь уместно вспомнить практический пример, о котором рассказал один из участников круглого стола в Санкт-Петербургском союзе предпринимателей (Круглый стол, "ЛиК" №5/6, 2001 г.). Напомним, что по его расчетам, если он заплатит все налоги и другие обязательные платежи, ему надо отдать государству все, что он заработал, и еще доплатить 30%! Приведенные выше расчеты наглядно показывают, как может получиться такой результат.

Сценически данную ситуацию можно представить следующим образом. Чиновник и предприниматель садятся за стол переговоров. Чиновник говорит: "Отдай все!" Предприниматель подобострастно отвечает: "Будь сделано, ваше блаародие!" А сам думает: "Накося выкуси!" и уходит в такую глубокую тень, из которой государству светит 2-3% от возможных выгод, см. "Ресурс малого бизнеса в Петербурге" ("ЛиК", №4, 2000 г.). Посидели!

Вернемся к прозе цифр. Рассмотрим доходы предприятия на текущую деятельность, т.е. ФТР. По ориентировочным оценкам его составляют транспортные расходы (- 12%)по абсолютной величине от Н , затраты на энергию (- 13%), связь (- 3%), реклама (- 7%), текущие хозяйственные расходы, включая коммунальные услуги (но без учета стоимости аренды!) (- 5%), неучтенные расходы (- 5%). Остаются неиспользованными 3%.

Рассмотрим вопрос с арендой. Примем, что для условий сегодняшнего Петербурга стоимость нежилого фонда КУГИ составляет 40 долларов США за 1 кв.м. в год. Это далеко не самая высокая плата. Будем считать, что на одного производственного работника требуется 4 кв.м. Для сравнения, это, прошу прощения, в два раза больше размера могилы. Значит, предприятие должно платить за аренду на одного производственного работника 160 долларов в год или примерно 13 долларов в месяц, т.е. 390 р.

Определим возможности предприятия. Пусть заработная плата работника составляет 3000 р. в месяц. Это 60% от величины П и соответственно 30% от величины Ц. Тогда получим ФТР, равный 2000 р., а оставшийся резерв в 3% - это 60 рублей. Куги запрашивает в 7 раз больше, т.е. зарплата работника должна быть 21000 рублей. Но это больше похоже не на малый бизнес, а на наркобизнес или подпольное производство водки. Отметим, что именно эти сферы в свое время получили гораздо большее развитие, чем производство. Теперь понятно, как это было сделано. Нам могут возразить: "3% - заниженный норматив. Пусть будет - 18%, тогда все сходится". - Сильный довод, только хотелось бы увидеть, где, в какой стране, кроме России, стоимость аренды составляет половину от текущих расходов на производстве, а тем более в условиях развивающейся экономики.

Нам возразят: "Увеличьте цену продукции". - А конкуренция? Опять возразят: "КУГИ действует на рынке". - А на рынке чего? Спекуляции недвижимостью? А как с задачами развития малого бизнеса? Снова возразят: "Бюджет получает доход от недвижимости". - Но в бюджете эти доходы не превысят 20-25%, а малый бизнес может дать 5 бюджетов в Петербурге (7-10 в среднем по России). Прямые потери составляют величину в 20 раз больше, чем полученные доходы! Возможно, возразят: "Кто это все считал?" - Мы считали и давно публиковали результаты. А вы считали? Возможно, нам возразят.

Может быть, есть другие способы развития малого бизнеса, кроме доступной аренды? Например, дешевая связь. Нет, стоимость услуг связи у нас аномально высока. Может, низкие цены на выставочные площади, необходимые для продвижения продукта малого бизнеса? Нет, аренда выставочных площадей по мировым нормам также аномально высока. И это ведет к тому, что год от года выставки становятся все менее доступными, хиреют.

Из сказанного видно, что на всех без исключения уровнях государства - и федеральном, и региональном - созданы условия, исключающие развитие малого бизнеса. И он развивается не благодаря государству, а в противостоянии ему. Также, наверное, заметно, что тех денег, на которые рассчитывает государство с позиций "Отдай все!", оно никогда не получит. А если попробует получить с помощью репрессивного аппарата, то просто уничтожит свою экономику, которая "хоронится" до времени в тени. Теперь попытаемся рассчитать, какие деньги может получить государство от малого бизнеса при переходе к профессиональной, действительно рыночной политике. Главная мера здесь - переход на реальную налоговую систему.

... (расчеты опущены)

Тем, кого смущают такие темпы и объемы роста, можно пояснить, что они немного отличаются от тех, которые имели место при НЭПе, с тем отличием, что перед введением НЭПа в стране не существовало гигантской теневой сферы. Поэтому смущаться надо не полученными цифрами, а существующим положением.

Главный вывод этой статьи заключается в том, что сегодня государство получает в 50 раз меньше, чем может дать бизнес, а может получить в 80 раз больше, чем получает сейчас. Для этого налоговую дубину экономического дикаря мы должны сменить на карандаш инженера. Прошу считать это предложением обществу и государству.

Н.Б. Покровский,
Генеральный директор ЗАО "Гуманитарный фонд"

Полный текст

Хостинг от uCoz