© журнал Личность и Культура. - 2002. - №1/2. - с. 35-37

20-22 июня 2002 г. в Санкт-Петербурге прошла международная конференция "Регионы и глобализация", посвященная проблемам и перспективам развития северо-западного региона и Петербурга в эпоху глобализации. Журнал "ЛиК" публикует тезисы доклада главного редактора Н.Н. Покровской на этой конференции.

Н.Н. Покровская, канд. экон. наук

Глобализация и криминализация экономических отношений

Под глобализацией, как правило, понимают снятие пространственных ограничений человеческой деятельности. Если мы говорим об экономической деятельности, то глобализация выражается, прежде всего, в свободе предпринимательской деятельности и экономического поведения вне зависимости от территориального происхождения и расположения таких факторов как капитал, рабочая сила и др.

Ведение экономической деятельности в планетарном масштабе снимает национальные, социальные, культурные, государственные и иные ограничения на поведение и постепенно приводит к образованию единого планетарного пространства, открытого для экономической деятельности хозяйствующих субъектов. Одним из существенных следствий глобализации является снижение роли государства и национальных культур как совокупности норм и ценностей, определяющих поведение.

Очевидно, процесс глобализации приводит не только к экономическому сближению, но и сближению, унификации, стандартизации основных стереотипов восприятия и моделей поведения.

Результатом процесса глобализации, вероятно, станет формирование единой нормативной культуры (стандартов поведения) всех субъектов экономической деятельности вне зависимости от их территориальной принадлежности и странового происхождения. Однако в настоящее время слабо учитывается тот факт, что такая нормативная культура будет формироваться на основе многочисленных нормативных культур, которые сильно отличаются от западноевропейской, англосаксонской, нормативной культуры (культуры развитого капитализма).

Так, например, западная нормативная культура экономического поведения ориентирована на ценности:

- индивидуализма;

- рациональности и прагматизма.

Азиатские, латиноамериканские и ряд других неевропейских культур ориентированы на:

- семейные, клановые ценности;

- внерациональную логику и нематериальные формы развития и достижений.

Поскольку международные организации и объединения функционируют на основе англосаксонской нормативной культуры, то нормы, правила, этика хозяйственного поведения, принятые в других культурах, могут рассматриваться как криминальные. Например, примат договора или выгоды, очевидные для экономических отношений в западноевропейской культуре, могут наталкиваться на превалирование иных соображений (религиозных, этических и др.) в странах других регионов, что будет рассматриваться международными организациями как нарушение.

Приспосабливаясь к требованиям глобализации, эти культуры будут находить свои способы взаимодействия с западной нормативной культурой. Соответственно, методы, которые рассматриваются западноевропейскими и североамериканскими социально-экономическими и политическими субъектами как криминальные, будут проникать в процесс глобализации: будет происходить процесс взаимного проникновения ценностей:
- с одной стороны, рациональных и прагматических ценностей, доминирующих в англосаксонской культуре, - в нормативные культуры других стран;
- с другой стороны, клановых и идеологических - в нормативную культуру США и Западной Европы.

Таким образом, можно сказать, что в настоящий момент под криминализацией понимают проникновение нормативных культур иностранного происхождения в западноевропейскую нормативную культуру.

Можно выделить следующие факторы, определяющие криминализацию как процесс, сопутствующий глобализации:

1) взаимное проникновение культур:

- рациональной и индивидуальной нормативной культуры - в традиционные общества, что приводит:
к разрушению традиционных норм и моделей поведения, которое затрагивает все большие слои населения. При этом "чуждые" ценности усваиваются весьма медленно и трудно, что приводит к ситуации, в которой нормы отсутствуют или не регулируют поведение экономических субъектов - аномии. Аномия, в свою очередь, приводит к анархии желаний, господству силы и агрессии, терроризму и проч.;

- внерациональной и клановой нормативной культуры - в постиндустриальные общества, что приводит:
к формированию мафиозных кланов в западных странах, чему не в состоянии противостоять общество, построенное на культуре индивидуализма;
неформальная (свойственная восточным образцам моделей управления) организационная структура криминальных кругов оказывается более эффективной, чем формальный государственный аппарат управления;

- использование преимуществ обеих типов культур делает криминалитет наиболее эффективной группой в современном обществе.

2) развитием технологических возможностей:

- средства связи обеспечивают более слаженную координацию между преступными группировками и внутри них;

- новые технологии приводят к возникновению новых преступлений (хакеры и проч.);

- все более облегчается и упрощается доступ к каждому конкретному человеку (интернет, прослушивание мобильных и телефонных разговоров и т.п.);

- увеличиваются возможности воздействия (изобретение атомного или биологического оружия как наиболее банальный и грубый пример).

3) изменением массового сознания и поведения:

- "среднестатистический" человек становится более легким объектом воздействия;

4) социально-экономическими причинами:

- растущая дифференциация и осознание этой дифференциации затрагивают все большее число людей и подталкивают их к насильственному насаждению "социальной справедливости" криминальным путем;

- при этом принципы справедливости отклоняются от индивидуализированных западных принципов ("каждый зарабатывает столько, сколько сможет") в сторону восточных коллективистских ("нельзя слишком выделяться").

Ó Н.Н. Покровская, 2002

Хостинг от uCoz