© журнал Личность и Культура. - 2002. - №1/2. - с. 50-51

Образовательная система с точки зрения Теории развития России

(фрагмент. Полный текст - 2 страницы)

Россия устойчиво движется по пути прогрессивных преобразований. Теория развития России до 2015-2020 гг., разработанная в ЗАО "Гуманитарный фонд" в 1995 году, детально описывает последовательность фаз этого движения. Еще недавно прогнозы этой теории часто воспринимались скептично (например, о темпах экономического развития после 1995 г., о финансовом кризисе 1998 г., о смене личности Президента и др.). Однако прошедший период показал высокую надежность и объективность прогнозов и положений этой Теории. Согласно ее, в настоящее время страна вступает в период стремительного роста темпов и глубины преобразований, затрагивающих все стороны жизни страны - экономику, политику, науку, культуру. Образование как важнейшая часть культуры также неизбежно будет реформироваться.

Сегодня главная задача системы образования - учитывать характер и перспективы реального исторического процесса. Это обеспечит и обществу, и каждому отдельному человеку максимальные возможности в достижении благополучия в самом широком диапазоне позитивного содержания этого понятия.

Анализ глобального исторического процесса приводит к выводу о том, что во второй половине 21 века Россия займет совершенно особое место в мире, выполняя функции локомотива мировой цивилизации в сложном комплексе экономических, геополитических, а главное - культурных отношений (см статью "К Теории общественных структур (Россия)" ("ЛиК", №34, 2001 г.).). Учитывая такой прогноз, система образования уже сегодня должна готовить гражданина для общества, которому предстоит играть лидирующую роль в мире. Таким образом, повышается значимость тех областей знаний, которые способствуют налаживанию продуктивных интернациональных связей. Это иностранные языки, мировая география, история и культура. В недалеком будущем вероятно возникновение нового типа специалистов по созданию "мирового человека" в процессе глобализации и с учетом роли России. По нашим сегодняшним оценкам, российский гражданин конца 21 века - это носитель той идеологии и тех алгоритмов существования, которые обеспечат цивилизации преодоление системного кризиса исторического и технологического характера. Таким образом, среднестатистический россиянин этого периода - человек с глобальным мышлением глубоко гуманизированной природы.

Наш вывод: реформирование сегодня системы образования без долгосрочного прогнозирования абсолютно неприемлемо. И это не только потому, что ведет к нецелевому растрачиванию ресурсов, но и потому, что ослабляет позиции страны в мировой системе и лишает граждан объективной возможности реализовать продуктивные качества своей личности со значительным эффектом для себя и для всего общества. Важно и то, что вне рамок этой методологии открывается широкий простор для некомпетентности, а порой шарлатанства и авантюризма. Сегодня мы с беспокойством отмечаем наличие признаков таких прецедентов.

Отмеченные общие положения мы считаем необходимым дополнить следующим - обязательной установкой на развитие у учащихся экстравертного типа мышления, который по Теории отстранения имеет самый низкий уровень возможной деструкции ("Гуманитарный фонд предупреждает", "ЛиК" №1, 1999 г., "Развитие или деградация?" "ЛиК" №4, 2000 г., "Первая мировая война с терроризмом... проиграна", "ЛиК" №5/6, 2001 г.).

Образовательный процесс - это всесторонняя адаптация человека к жизни в обществе. Следовательно, система образования должна быть ориентирована на реальные общественные отношения. При этом нужно выделить наиболее важный компонент этих отношений - экономический. В книге "Этика. Эстетика. Экономика", выпущенной Санкт-петербургской Торгово-промышленной палатой под редакцией д.э.н. А.В. Чистосердова, убедительно показано, что не менее 50% общего экономического эффекта, создаваемого обществом, обеспечивается такими категориями культуры, как этика и эстетика. Поэтому необходим коренной пересмотр подхода к этим предметам в современной школе. Еще Платон говорил, что главная задача образования - научить любить красоту. Сегодня эта истина практически игнорируется.

Итак, выделим следующие обязательные условия развития системы образования: ориентация ее на характер и перспективы объективного исторического процесса в стране и в мире, глубокая гуманизация и социализация.

Полный текст

Хостинг от uCoz