© журнал Личность и Культура. - 2002. - №1/2. - с. 15-17
Редакция журнала знакомит читателей с некоторыми взглядами на малый бизнес Губернатора Ленинградской области Валерия Павловича Сердюкова, которым подготовлена Концепция государственной поддержки предпринимательства. Данная Концепция может стать поворотным пунктом в истории государства, потому что обращена к наиболее человечной форме предпринимательской деятельности, где каждая личность может проявить себя с наибольшей полнотой, причем число этих личностей составляет миллионы.

Атланты

(фрагмент. Полный текст - 3 страницы)

С губернатором беседует председатель редколлегии журнала Н.Б. Покровский.

Н.Б. Покровский: Владимир Путин и Вы встали у руля поворота российской экономики к мощному рывку исторического значения средствами малого бизнеса. Как Вы видите свою роль в этом деле?

В.П. Сердюков: Сегодня нельзя не признавать роль личности в решении различных вопросов - и экономических, и политических, крупномасштабных и маломасштабных. Каждая личность использует свои методы влияния на решение вопроса, исходя из своих позиций. Таких методов очень много. Например, мы последние три года внимательно изучали ситуацию в сельском хозяйстве. В частности, мы отменили дотирование тех молочных хозяйств, которые перерабатывают молоко на местных заводах. Это придало импульс их развитию. Теперь мы планируем распространять этот опыт и на другие виды продукции.

Мы ближе почувствовали проблемы малого бизнеса и пробуем различные меры его поддержки. Это и обеспечение помещениями при минимальной стоимости оплаты, и определенные ссуды, и другие формы влияния. Например, на совещаниях с руководителями крупных предприятий мы говорим: "Уважаемые руководители, нам сегодня без малого бизнеса не обойтись. Он же вас обслуживает. Пора менять психологию и свое отношение к малому бизнесу. Это не лишние люди и не просто посредники, это необходимая часть экономики". И это изменение отношения дает свои результаты.

Есть, конечно, и много других направлений работы. И льготы, и гарантии. У нас много таких обращений по этим вопросам. Мы внимательно их смотрим, но действуем осторожно. Чем ты обладаешь, насколько все проработал, каковы гарантии возврата, как это вяжется с задачами развития области. Например, к нам обратились со строительством завода для переплавки цветного металла. Мы посмотрели, все взвесили и решили: это не то, нужны инвестиции в нашу землю, в товары для людей. Вот это для нас значимо.

Н.Б. Покровский: Вы уже сказали о необходимости просветительской работы, об этом говорилось и в Вашей Концепции. А кто будет финансировать эту работу?

В.П. Сердюков: В первую очередь, такая работа не должна быть временной кампанией. У нас есть свои районные средства массовой информации, которые дотируются из бюджета. Это большая сила. Сейчас мы создали Комитет по малому бизнесу из людей, хорошо знающих эти проблемы, и есть основания думать, что он сыграет свою роль в вопросе пропаганды малого бизнеса.

Н.Б. Покровский: Спустя 14 лет после выхода закона о кооперативах, как показывают расчеты, сегодня возможности малого бизнеса в наполнении бюджета составляют всего 2-3%. Какова причина этого, по Вашему мнению?

В.П. Сердюков: Ниша для развития малого бизнеса была не очень большая. Крупные предприятия в тяжелой и легкой промышленности доминируют в экономике и сегодня. Малый бизнес ушел в сферу торговли, посреднических функций. Сегодня мы думаем, что, пока малый бизнес не придет в машиностроение, в энергетику и т.д., мы не получим качественного производства. Пусть малое предприятие выпускает какой-либо один вид изделия, например, колеса для машин. Здесь будет и конкуренция, и качество, и низкая цена. А сборку каких-либо машин или механизмов может осуществлять специальная структура. Возможности для малого бизнеса в этом секторе очень велики, их надо реализовать.

Н.Б. Покровский: По мировым стандартам доля малого бизнеса в бюджете страны составляет примерно 60%. Когда, по Вашему мнению, мы сможем достичь хотя бы 40%?

В.П. Сердюков: Сначала надо изменить систему налогообложения. Предприятие должно платить работнику достойную зарплату, на которую можно жить, а налоги надо брать уже с этих доходов. В Швеции платят, скажем, по 4 тысячи в месяц, но половина этих денег возвращается в виде налогов, причем там, где человек живет - пользуется медицинскими услугами, учит детей и т.д. Предприятию надо оставлять достаточно денег для оплаты работников, тогда не будет двойной бухгалтерии. Беспокоит, что после инициатив первого лица государства на сегодня сделано очень мало. Это плохо. Да, есть разные объяснения, но это только заматывание вопроса. Это не дело.

Н.Б. Покровский: Если бы Санкт-Петер-бургский союз предпринимателей обратился к Вам с предложением о сотрудничестве в развитии малого бизнеса, в чем бы Вы видели возможное сотрудничество?

В.П. Сердюков: Все предложения надо воспринимать и стараться найти в них ценное качество, изюминку. Использовать необходимо все положительные идеи. Обсуждения нашей Концепции показало, что она верно выстроена нами. К нам до сих пор идут положительные отклики. И я думаю, на уровне Правительства и аппарата Президента можно было бы поставить вопрос: "А что сделали министерства и ведомства за это время по развитию и реализации Концепции?" не должна она пройти незамеченной, хотя наш чиновничий аппарат такой - отвлекать от сложившейся ситуации на что-то новое напряженно.

Н.Б. Покровский: Могу отметить, что для малого бизнеса в Петербурге Ваша Концепция не прошла бесследно. Санкт-Петербургский союз предпринимателей поручил нашему предприятию подготовить на ее базе свои предложения, и мы сделали это. Наш материал под названием "Невский Меморандум" скоро будет у Вас. Ваша Концепция выполнена блестяще, и это вызывает желание ее реализовать. Скажите, а был кто-нибудь против данной Концепции в Госсовете?

В.П. Сердюков: Думаю, в Госсовете уже не было никого против. Были некоторые размышления, кому должна принадлежать в этом вопросе пальма первенства - Министерству финансов, Министерству антимонопольной промышленности или другой структуре. Но Концепция была принята практически полностью без возражений.

Н.Б. Покровский: Как председатель художественно-экспертного совета при Правительстве Ленинградской области не могу не задать следующий вопрос. Согласно расчетам, народные художественные промыслы могут приносить в бюджет области около 35 млн. налогов в год. Для получения этих денег к каким мерам готово руководство области?

В.П. Сердюков: Я всегда очень внимательно просчитываю возможные эффекты, и сначала мне надо почувствовать ситуацию. Народные промыслы должны быть востребованы на рынке. Это задача производителей. Когда такая востребованность продемонстрирована, проблем с поддержкой не возникает. Когда это просто идея, здесь сложно принять конкретное решение. Вот, например, мы выяснили, что со вступлением России в ВТО повысится спрос на тару для пивоваренной промышленности, так как там запрещено использовать тару повторно. А у нас такое использование составляет до 60%. Здесь нам все понятно, и мы дали гарантии на 16 млн. долларов для строительства двух заводов. Вот такой путь решения сегодня единственно возможный.

Н.Б. Покровский: Вы сказали, что важно через какой-то период времени смотреть, что сделано. Может быть, и мы запланируем нашу следующую встречу через 6-8 месяцев, чтобы оценить, что сделано по малому бизнесу.

В.П. Сердюков: Нет проблем. Давайте это сделаем по завершению отчетного года, когда будут готовы статистические данные. Тогда вопросы можно будет рассмотреть предметно.

Разговор с Губернатором оставил впечатление, которым, по моему мнению, необходимо поделиться с читателями. Немного грузная фигура, неизменно спокойное лицо, скупая мимика и неторопливая речь уводят собеседника от сиюминутных забот. В оценках вещей преобладает внимательный взгляд в будущее, от которого потребуется такая же ясность, как и от настоящего. Только тогда принимается решение. Такая логика присуща человеку, крепко стоящему на земле, воспринимающему ее вечную мудрость и животворную энергию, которые позволяют взглянуть без колебаний в лицо любой проблемы. Таких людей можно сравнить с древнегреческим героем Антеем. Не менее им подходит и сравнение с атлантами. Сегодня на атлантов похожи и многие предприниматели, занятые в малом бизнесе. Но их еще гнет к земле традиционно непрофессиональная политика, уничтожающая в год от 7 до 10 бюджетов страны. Наверное, именно эта общность и позволила Губернатору создать Концепцию развития малого бизнеса, которая отражает все насущные задачи и большое будущее.

Н.Б. Покровский

Полный текст

Хостинг от uCoz