© журнал Личность и Культура. - 2001. - №5/6. - с. 11-12

Н.Н.Покровская, канд. экон. наук

Мультикультурализм как путь глобализации

Тезисы доклада на всероссийской конференции

«Пресса, государство, культура: мультикультурализм как новая философия взаимодействия»

(Москва, 11-12 февраля 2002 г.)

 

Мультикультурализм возник как один из ответов на вопрос: что будет происходить с отдельными национальными (этническими) культурами в эпоху глобализации.

1.         Уже стала «общим местом» в СМИ и кухонных разговорах (интернет-форумах) мысль: «если бы США не бомбили арабов, мусульманские фундаменталисты не взорвали бы WTC».

2.         Теракты многими воспринимаются как ответная защитная реакция на вторжение чужих ценностей и правил в местную, «свою» культуру, как оборона против более сильного врага, своего рода партизанская война на территории интервента.

3.         Возможны следующие пути разрешения данной конфликтной ситуации (разрешения, которое приведет к обеспечению безопасности западного мира):

Þ            уничтожение всех носителей (живых и вещественных) иной культуры: например, физическое уничтожение всех мусульман, буддистов, евреев и проч. – путь «арийской расы» и «очищения» земли от иных представителей человечества кроме тех, кто обладает достаточной силой для осуществления такого геноцида;

Þ            бездействие («пустить на самотек»), что приведет к продолжению войн, террористических актов и проч., поскольку наступление транснационального капитала на территории иных этносов определено финансовыми интересами корпораций;

Þ            закрытие границ между культурами и жесточайшая охрана этих границ, что избавит более слабые общества от вторжения культур (присущих более сильным обществам);

Þ            поиск путей и способов согласования культур.

4.         Нам представляется, что наиболее разумным и человечным, т.е. наиболее приемлемым выходом из этой конфронтации будет путь согласования культур. Каким образом его можно осуществить?

Прежде всего, пожалуй, следует уточнить, что такое культура? – Социологи определяют культуру как набор ценностей, норм и правил. Следовательно, согласование культур означает, прежде всего, согласование ценностей. Ценности основаны на верованиях и носят иррациональный характер, их основания, как правило, не осознаются, но если и осознаются, это не отменяет силы их влияния на поступки людей. А значит, основным принципом согласования культур должно быть включение, а не исключение.

Поскольку ценности носят для человека внесознательный, императивный характер (культура есть вековой способ адаптации данного этноса к его условиям жизни, почти - инстинкт), то единственный путь такого согласования – признать важность каждой ценности, входящей в каждую из всего многообразия культур.

5.         Создание «полного списка» всех ценностей ставит проблему потенциального конфликта ценностей, а значит, выработку:

Þ            либо приоритетов, иерархии ценностей.

В самом деле, какая из ценностей важнее в случае их конфликта:

¨        для одних (европейский гуманизм) важнее всего человеческая жизнь;

¨        для кого-то [буддизм] важнее всего жизнь любого существа, и они ходят, разметая перед собою пыль, чтобы случайно не наступить на насекомое;

¨        для других [горцы] на первом месте - честь;

¨        еще для кого-то нет ничего важнее праведной жизни и рая [ислам];

¨        есть люди, заботящиеся прежде всего о сиюминутных наслаждениях и в них видящие смысл жизни [гедонизм, Эпикур];

¨        наконец, для некоторых главенствующую роль в жизни играет обогащение и накопление [протестантизм] ...

Список можно продолжать, наверное, бесконечно. Достаточно указать пример полинезийского племени, в котором важнее всего в жизни - свиньи. Ведь именно они веками обеспечивали жизнь племени.

Þ            либо правил сосуществования культур.

Например: по каким правилам в той или иной ситуации применяется та или иная культура (следовательно, то или иное право, законы, обычаи...).

6.         Выработка иерархии ценностей означает возврат к проблеме, и, следовательно, необходимость создания и поддержания жестких границ для различных культур и этносов – их носителей. Создание таких анклавов – закрытых «резерваций» для всех культур, не желающих объединяться в глобальное мировое сообщество либерального характера.

Но создание анклавов и отказ от мобильности приводит к проблеме с правами и свободами, которые сами по себе являются для ряда этносов ценностью.

7.   Разработка правил сосуществования культур.

Необходимы такие правила, которые обеспечили бы не только реализацию экономических интересов корпораций (ТНК, ТНБ, глобальных компаний), но и интересы человечества как совокупности всех людей, т.е. существ, наделенных разумом и душой, причем в их разуме заложены различные правила поведения и критерии оценки событий.

Мультикультурализм, в сущности, означает как раз выработку правил и норм сосуществования различных культур и их носителей в одном, едином обществе, в едином правовом, социальном, экономическом поле.

Здесь есть, на мой взгляд, неразрешимая проблема: для кого-то может быть самостоятельной ценностью неучастие в таких правилах и уничтожение всей планеты, людей, иноверцев, инакомыслящих, еретиков, брюнетов, всех больных насморком и т.п.

8.   Мне представляется, что в разработке такого рода правил и, что гораздо важнее, в распространении и ассимиляции этих правил среди различных обществ немалую помощь могут оказать методология и методики маркетинга, рекламы и PR, разработанные на основе законов психологии и физиологии, которые действуют для большинства населения нашей планеты.

Ó Н.Н. Покровская, 2001

Хостинг от uCoz