© журнал Личность и Культура. - 2001. - №5/6. - с. 3-4

Комментарии к ДРР - все как по нотам!

В декабре уходящего 2001 г. в Госсовете под председательством Президента страны В. Путина рассматривался вопрос о развитии малого бизнеса в стране. Напомним, что в Теории развития России до 2015-2020 гг. период 2001-2002 г. определен как завершение первой фазы становления национального капитала. До этого времени в стране идет "стадия структуриро-вания" капитала. Напомним читателям содержание ранее опубликованных материалов. В статье "Россия - черты настоящего и будущего" ("Мост", февраль 1998 г., "ЛиК", июнь 1999 г.) говорится: "Не самый благоприятный период, когда протекает структурирование капита-ла, рыночной экономики согласно расчетам должен завершиться к 2002 г., пройдя 11-12-летний цикл". Именно около 2002 г. Индекс Фактора Капитала по ДРР превысит величину 0,2 и достигнет примерно 30% своего номинала - о,6-0,7. Согласно "Условию 1/3" в Метаст-руктурном анализе "на интервале от 0 до 1/3 величины потенциала фактора протекают про-цессы структурирования фактора в обстановке хаоса и случайных комбинаций всех компо-нентов. В интервале от 1/3 до 2/3 потенциала (максимально возможной величины) развивает-ся внутреннее упорядочение структуры. От 2/3 до 1 объект или процесс выражают устойчи-вую тенденцию к внешней экспансии" ("ЛиК", №1, с.3-4).

Таким образом, именно в период 2002 года вопрос бизнеса должен "вылупиться из яйца" в общественном сознании. В первую очередь этого логично ожидать в сфере государственной политики. И не удивительно, что именно на середину указанного периода приходится появ-ление темы малого бизнеса на самых высоких уровнях государственной иерархии.

Конечно, о малом бизнесе говорили и раньше. И говорили очень многие. Результат всех этих разговоров весьма впечатляющий. В среднем по стране возможности малого бизнеса в отношении бюджета реализованы не более чем на 2-3%! Почему это так, легко подсчитает любой.

В статье "Ресурс малого бизнеса в Санкт-Петербурге" ("ЛиК", №4, 2000 г.) мы подробно описали методику расчета. Здесь лишь поясним, что следует исходить из средневзвешенной доли малого бизнеса в бюджете страны с рыночной экономикой - 60%. Но это в странах с ак-тивной, а не пассивированной тяжелой промышленностью. Значит, для сегодняшней России эту величину вполне уместно поднять до 80%.

То есть малый бизнес теоретически должен составлять в доходах бюджета страны 80%. А те 85-90% промышленной доли в действительности должны составлять 20% от этого теоре-тического бюджета. Составив простейшие пропорции, мы показали, что в Санкт-Петербурге с 20% доходов от малого бизнеса в бюджете, его возможности реализуются всего на 4,4%! А в среднем по стране при 8% дохода от малого бизнеса эта величина и вообще снижается до 2-3%.

Из этих рассуждений следует, что за счет только малого бизнеса (если ему не мешать) страна могла бы получить в 30-50 раз больше дохода! Не в 5-10, а в 30-50! При этом сам бюджет мог бы вырасти примерно в 10 раз. 10 бюджетов страны - вот цена не-профессиональной политики в малом бизнесе! Мы могли бы не продавать нефть, а по-купать ее в Саудовской Аравии в серебряных бидончиках!

Почему же политика в малом бизнесе до сих пор остается непрофессиональной? Потому что ее не формируют профессиональные предприниматели. А не формируют они ее потому, что уровень культуры в обществе в целом и в сфере бизнеса в частности очень низок. На се-годня именно государственный аппарат обладает наиболее высоким по стране уровнем куль-туры. Но чтобы чиновник мог создать в бизнесе профессиональную политику, ему нужна развитая нормативная база. Например, нужны нормативы по величине арендной платы в се-бестоимости продукта, норматив расхода времени на профессиональную деятельность и на выполнение административных предписаний различных инстанций. Нужны нормативы эф-фективности предприятия, чтобы избегать мер, подрывающих их работоспособность и ряд других. Пока этих нормативов нет, политика в малом бизнесе останется непрофессиональной. Представьте себе строительство моста без нормативов на прочность! Абсурдность этого оче-видна. То же можно сказать и о малом бизнесе.

Итак, все идет по плану. Мы вступаем в период, когда должно наступить "внутреннее упорядочение связей" в структуре национального бизнеса. На государственном уровне сде-лано заявление, что кардинальные шаги можно ожидать около 2004 г. Это тоже хорошо сов-падает с ранее сделанными нами прогнозами о том, что с 2005-2006 г. начнутся реальные из-менения налоговой системы - основного механизма взаимоотношений бизнеса и государства.

Свойственная Президенту В. Путину методичность и системность в его деятельности, а также его компетентность дают достаточно оснований полагать, что поставленная им про-блема будет решена. Это важно и для общества, и для Президента, так как после 2002 г. биз-нес - это наиболее мощный его союзник.

Н.Б. Покровский
Генеральный директор
ЗАО "Гуманитарный фонд"

Хостинг от uCoz