© журнал Личность и Культура. - 2000. - №5/6. - с. 51 |
Поистине удивляет глаз красочность и декоративность лаковой живописи. Это уникальное явление имеет давние традиции, уходящие корнями в европейское и восточное искусство. Русские мастера начали заниматься лаковой живописью на рубеже XVII-XVIII веков.
Начало XVIII века - эпоха многих новшеств, связанных с деятельностью Петра Великого, и, конечно, это время основания Санкт-Петербурга. Именно в Петербурге, на берегу Фонтанки, была организована первая лакирня, где русские мастера обучались лаковой живописи под руководством голландца Гендрика ван Брумкорста.
В 1715 г. в Петергофе возводится Монплезир, любимый загородный дворец Петра. Среди помещений этого маленького очаровательного здания самым удивительным был Лаковый кабинет, или "Лаковая камора". Его стены украшали панно из тонких липовых досок, загрунтованных, покрытых лаком и расписанных по черному фону фантастическими драконами и другими восточными сюжетами, творчески переосмысленными русскими мастерами. Петр был весьма доволен оформлением Монплезира и заказал Брумкорсту и его художникам еще несколько работ. Среди них - лакировка шкафов для экспонатов и книг в Кунсткамере, роспись одной из парадных комнат Летнего дворца, украшение зала Сената в здании Двенадцати коллегий и др.
Традиция лаковой росписи укрепилась в России и стала развиваться. В штате Академии художеств по Уставу 1764 г. предполагались и художники-лакировщики. При Елизавете Петровне такие мастера участвовали в отделке Зимнего дворца. Петербургскому цеху художников-лаки-ровщиков принадлежат круглые табакерки с портретными изображениями Петра II и Елизаветы Петровны.
В собрании Государственного Эрмитажа хранятся образцы лаковой живописи XVIII века, выполненные в нашем городе. Один из самых интересных - бюро-"кабинетец". Его крышка декорирована рельефными золочеными фигурками китайцев, а передняя стенка украшена рисунками медальонов, характерных для европейского искусства, с изображениями женского портрета, белки, грызущей орехи, птицы на ветке и др. Кроме восточных мотивов, русские мастера любили расписывать мебель под мрамор, малахит, черепаху. Известны описания образцов: "...две шкапы красные, расписаны травами... два поставца, один расписан "орешком", другой черной краскою".
О высоком искусстве русских мастеров XVIII века говорит деятельность одного из талантливых последователей учителей "лакирного дела" первого поколения - Федора Власова, незаурядной личности, одаренного человека, работавшего в Петербурге и его пригородах. В росписях помещений дворцов Ораниенбаума и Петергофа петербургскими художниками была по-своему интерпретирована экзотика восточного рисунка; райская птица из русского фольклора походила на восточные изображения птиц, а развесистый дуб - на дальневосточную сосну. Так мир сказок и фантазии способствовал освоению образов совсем иной культуры.
Мода на лаковую роспись в Петербурге распространилась не только на интерьеры и мебель, но и на мелкие предметы обихода: ширмы, фонарики, веера, посуду, подносы и шкатулки. Особым изяществом отличается веер "в китайском вкусе" из эрмитажной коллекции: его поверхность похожа на раскрытый цветок гвоздики, на черном фоне - золоченые фигурки играющих детей. Другие веера из этой коллекции имеют более строгую форму и сдержанный характер росписи.
В конце XVIII - начале XIX века мастера по лаковой живописи появились во многих уголках нашей страны, особенно прославились уральские умельцы. Но начало этой традиции в русском декоративно-прикладном искусстве было положено в нашем городе.
Елена Жаринова